Драматический |
18+ |
Андрий Жолдак |
8 октября 2020 |
3 часа, 1 антракт |
На Новой сцене Александринского театра начались (премьерные) показы спектакля "Нана" Андрия Жолдака по роману Эмиля Золя.
Действие разворачивается в привычном глазу пространстве, из чего следует, что Жолдак "не выходил из комнаты" задолго до объявления самоизоляции. Те, кто регулярно ходит на постановки украинского режиссера, обязательно заметят сходство отеля/особняка, в котором принимает Нана, с декорациями "Мадам Бовари" и "Росмельхольма". Есть огромное окно, из которого привычно в конце повеет дымкой, голые стены и два-три предмета интерьера. Нет молока в графине, но оно есть в героине и польется в нужный момент из груди Нана.
С текстом классика режиссер привычно не стал церемониться. Опустил "скучное" начало и перешел сразу к делу.
И вот перед зрителем предстает Нана, с завидной регулярностью теребящая свою вагину. Опытная куртизанка и манипуляторша в теле сущего ребенка, она, как и все героини Жолдака, слегка сумасшедшая и говорит так, будто у нее диагностировали ЗРР (задержка речевого развития). Служанка Зоя тоже не удостоилась чести быть нормальной женщиной, одеревеневшая и в голосе, и в движениях она повсюду следует тенью за развратной королевой. За кадром роль рассказчика примеривают на себя один за другим любовники Нана. Они как будто присматриваются к этому невиданному зверю ("Нана выглядела поистине роскошным животным") и только потом переходят в наступление, пускаясь во все тяжкие. Животных, кстати, у Жолдака много... преимущественно убитых.
Минута за минутой, час за часом, издавая немыслимые вопли, безнравственная Нана залезает в трусы каждому входящему вне зависимости от пола и статуса. И лишь однажды, отдаваясь старому графу, она с тоской признается, что мечтает сыграть роль порядочной женщины в новом спектакле Валерия Фокина.
Ощущение от постановки - сумасшедший дом. Истерия. Истерия помноженная на раздвигание ног. И под конец третьего часка - резкий обрыв. Жизни и спектакля.
Дорогостоящая содержанка умирает в номере отеля, заразившись оспой от сына. И даже из ее кончины Жолдак устраивает целое представление. Любовники, пришедшие проститься, жестоко избивают бездыханную куртизанку, с яростью втыкая в ее прелестное тело, которое когда-то с любовью ласкали, штыки.
Мне очень понравилось. Мы посмотрели до того как Анна Блинова получила Золотую маску за эту роль (не зря).
Вообще я поклонник нестандартных театральных постановок. В первую очередь это Юрий Бутусов и все что он сделал в театре Ленсовета. Вот здесь что-то такое похожее.
Ну и покупая билет имейте ввиду про что роман. Когда роман только вышел, российский царский цензор в своём рапорте писал: "В своём новом романе известный автор-реалист в героине своей рисует женщину, аристократическую кокотку, предающуюся самому отвратительному разврату во всевозможных его проявлениях. Вся книга состоит из непрерывного ряда цинических сцен, так сказать, постепенно усиливающихся..."