Вдохновителем и куратором Театрального центра «На Страстном» стал председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин. В 2004 году под его руководством появилось независимое пространство, которое стало одной из первых по-настоящему открытых сцен для самых разных театральных коллективов. Здесь нет постоянной труппы и репертуара, однако существует четкое направление, по которому движется Театральный центр: это некоммерческая сцена, на которой собираются молодые режиссеры и актеры, проходят показы экспериментальных постановок и международные фестивали. Фойе центра выполнено в минималистичном стиле, с двумя полукруглыми лестницами, фотографиями и афишами на стенах, несколькими колоннами и деревянными столами и стульями напротив буфета. В небольшом зале с балконом и современной машинерией ежегодно проходят фестивали моноспектаклей, студенческих постановок, а также проект «Театральное ПТУ», в котором работники театра повышают свои профессиональные навыки. Бессменным директором Театрального центра является Михаил Пушкин, который определяет и художественную политику площадки. Программы всех проектов ТЦ «На Страстном» находятся в его ведении.
В афише Театрального центра «На Страстном» — гастрольные спектакли (постоянными резидентами ТЦ «На Страстном» являются театр «Мастерская» Григория Козлова и «Коляда-театр») и театральные смотры. Лучшими из них являются фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс» и международный фестиваль моноспектаклей SOLO. Также здесь можно увидеть постановки Евгения Гришковца и антрепризные спектакли, а во время фестивалей ТЦ «На Страстном» регулярно организует обсуждения постановок и лекции ведущих театральных критиков.
Узнать расписание спектаклей и купить билеты в Театральный центр «На Страстном» вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.
+7 (495) 694 13 46 |
Москва, Страстной б-р, 8а |
nastrastnom.ru |
Вконтакте |
15 мая в шесть вечера прохожие, идущие по Страстному бульвару, станут свидетелями шоу. На площадке перед центром «На Страстном» студенты прилюдно будут упражняться в фехтовании и акробатике — так выглядит открытие фестиваля «Твой шанс». После чего в течение месяца каждый день в центре будут играть спектакли, демонстрируя, что студентов учат чему-то кроме фехтования.
Четыре года назад «Твой шанс» был московской историей. Два года назад к московским вузам присоединились российские. В прошлом году подтянулись бывшие республики. «Твой шанс-2008» стал полноценным международным фестивалем.
Утро на фестивале — время для мастер-классов. День — для публичных лекций. Алексей Бартошевич будет рассказывать о Шекспире, Блер Андерсен — об американском театре, Игорь Овчинников — о театре в интернете, Иван Вырыпаев, думаю, о трагедии, Евгений Гришковец, уверена, о себе. А после спектаклей — «Шанс-party», на которых такая атмосфера, что, кажется, ради «пати» студенты в Москву и съехались.
Что касается спектаклей, то выбрали самые зрелищные. Будь то «Будущие летчики», класс-концерт курса Константина Райкина в Школе-студии МХАТ, или «Человеческий детеныш» питерской Театральной академии. Я уж не говорю о спектаклях из Европы — там драматических актеров первым делом учат владеть телом и голосом.
Финский «Безбрежный остров», к примеру, — отменно исполненная пластическая история из жизни бабушек и дедушек студентов. Отличный пример западного physical theatre — швейцарский спектакль «Гримм» (студенты разбирали сказки братьев Гримм на первоэлементы, вычленяя символический смысл сюжетов). Итальянские «Страхи концлагеря» — об экстремальных состояниях. Актеры одним только телом передают боль и страдания, но, признаться, видеть, как страдают эти красивые, раздетые до трусов итальянские тела, доставляет большое удовольствие. Интересен мультимедийный спектакль по «Котловану», поставленный в болгарской лаборатории Sfumato. Платоновская антиутопия — где люди закладывают фундамент дома будущего и докапываются до Америки, которая видится им воплощением мечты, — оказалась актуальной для всего соцлагеря. Настолько же вневременной выглядит биомеханика Мейерхольда, которую болгары положили в основу спектакля.
Классики, которая остается хлебом любой театральной школы, в программе тоже немало. Тут в меньшинстве классические костюмные спектакли вроде ярославских «Трех сестер» или «Влюбленных» в постановке студии при Piccolo Teatro di Milano. Чаще студенты, играя классику, вживаются не в эпоху, а в предлагаемые обстоятельства, какими они видятся им сегодня. Таковы сербская «Лисистрата» и пражские «Братья Карамазовы», где девочки одеты в современные платья, а Алеша почему-то носит женскую юбку.
Но есть и действительно экспериментальные спектакли, хотя, вообще-то, эксперимента в студенческих спектаклях ноль: для того чтобы производить лабораторные опыты, сперва нужно приобрести базовые навыки. Неспроста итальянский «Ревизор», разобранный в духе Луиджи Пиранделло и его идеи социальных масок, играется далеко не юношами. А гамбургская «Фрекен Жюли», где фрекен играет мужчина, сводится к нескольким сценам.
Самый большой ажиотаж по поводу «Твоего шанса» у самих студентов и кастинговых агентств. Но и зрители не будут внакладе: по большей части спектакли из афиши не уступают продукции репертуарных театров, а в некоторых случаях дадут им фору.
Не знаю, как кому, а мне интересней всего спектакли режиссеров, учившихся в одно время со мной. Десять лет назад Гарольд Стрелков и Сергей Пускепалис были студентами курса Петра Фоменко в ГИТИСе. Теперь у первого собственный курс в Челябинской академии искусств (он привозит «Сон в летнюю ночь»), у второго — мастерская в Магнитогорской консерватории (увидим их «Володю» по чеховскому рассказу). Театральная школа, профессия — вещи, которые не зафиксируешь на бумаге. Это как отношения отцов и детей: встречаются и блудные сыновья, и те, что сразу подхватывают отцовское дело. Но годы спустя учить начинают и те и другие. Вот и интересно — чему?