Драматический |
16+ |
Кама Гинкас |
6 марта 2004 |
1 час 40 минут, без антракта |
«Даму с собачкой» Камы Гинкаса играли на балконе. На балконе сидели зрители, у края балкона играли актеры, ныряя иногда вниз, в зал, как в море. Перед ногами зрителей лежала вверх брюхом лодка, две другие маячили где-то на горизонте, что в театре называют задником сцены. «Черного монаха» Камы Гинкаса тоже играли на балконе. На краю балкона балансировал, рискуя свалиться в темный зал, Сергей Маковецкий; потом оттуда, из темноты, выныривал Черный монах — Игорь Ясулович. В конце концов герой Маковецкого так-таки погружался в эту тьму целиком, всем своим помутившимся сознанием. «Скрипка Ротшильда» — последняя часть чеховской трилогии; в этой части Гинкас спустился с небес туда, где, по идее, у него царит беспросветная тьма, — на сцену. В углу лежит все та же, что и в «Даме с собачкой», лодка; вокруг — гробы, гробы, гробы. Гробы стоят торчком, гробы похожи на дома, вместе они — вроде как уездный город. Главный герой рассказа Чехова — Яков по прозвищу Бронза, уездный гробовщик и скрипач, играющий на свадьбах. Полвека назад он и сам женился, но заметил собственную жену (Арина Нестерова), только когда она слегла. Еще живую, он меряет ее аршином и мастерит ей гроб, подсчитывая убытки. Но, похоронив, и сам помирает — оказалось, он не умеет жить без нее. Валерий Баринов играет, будто снимает стружку со своего мордастого гробовщика, добираясь за два часа изматывающего рассказа до самой его сердцевины. К финалу из тьмы его дундучьего сознания выныривают и кудрявый младенец, о котором он напрочь забыл, будто его и не было, и речка, где они когда-то пели с женою песни, и лодки, которые можно было бы водить по этой речке. Но лодка, как было сказано, лежит на сцене брюхом вверх и никогда уже не поплывет. Последним в его сознании всплывает бесплотный, как дух из того, старого спектакля, Игорь Ясулович — здесь он скрипач, которого обидел Яков («проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно» — говорится о нем). Вместо скрипки Ясулович водит смычком по пиле — выходит действительно жалобно. Но главный в этом ансамбле скрипачей — сам Кама Гинкас. Это он водит смычком по самым болезненным струнам своей публики, это он самое веселое играет так жалобно, что после каждой его премьеры хочется выть. Вот и «Скрипка Ротшильда» — ее можно смотреть отдельно от всей трилогии, можно, если сердце выдержит, пройти все круги этого безупречно слаженного, прекраснейшего ада.
Хороший спектакль, но... не взяло(... Причем конкретной причины не могу найти - почему не взяло...Все вроде бы на высоте... Актерская игра великолепна - Баринов как всегда неподражаем и очень точно подходит под эту роль, Ясулович - когда читала рассказ, именно таким и представляла Ротшильда), Марфа (к сожалению не знаю актрису) прекрасна - само воплощение сложной судьбы русской женщины (какое сияние и благодать на ее лице после смерти!), Фельдшер тоже был хорош - вносил ту самую изюминку в спектакль).
Много режиссерских находок - пила как скрипка и как инструмент, призрак Марфы, оформление сцены...
Накнец, потрясающий рассказ Чехова! Западающий в душу, затрагивающий основополагающие моменты жизни...
Но чего-то не хватило... Мне кажется, лучше этот спектакль смотрелся бы на малой сцене - а так энергетика рассеялась по большому залу и впечатление осталось размытым.
Плюс я смотрела спектакль через неделю после Дамы с собачкой - наверное еще осталось сильное впечатление недельной давности, и на контрасте Скрипка не произвела должного впечатления.
Так что советую смотреть с перерывом)
В целом, хороший спектакль)
Интересная по пространству и стилю сценография. Замечательная игра актеров. Замечательная литература. Но у многих зрителей (нас в целом знакомых - было 30 человек в этот вечер на спектакле) возникает недоумение - почему же "не взяло". Мое личное мнение таково: иллюстрировать литературу в спектакле вот так, без перевода в драматургию - почти никогда не возможно. В "Даме с собачкой" это получилось необыкновенным, удивительным образом. Здесь же драматическую структуру, которая призвана создавать напряжение, вести зрителя и доносить мысль - заменяют экспрессивные крики актеров, стуки, бросание предметов...
Мысль рассказа понятна, но вот растянуть ее на полтора часа, заменив очарование литературы сценографией и криками не получается.
Безусловно, в целом спектакль не плохой, сейчас идет бессчетное множество спектаклей другого класса. Но когда даже очень хороший режиссер хочет обойтись без драматургии, не понятно - зачем же он так поступает.
Тот редкий случай, когда шла на спектакль, будучи незнакомой с произведением от слова "совсем". Войдя в зал и увидев хаотично разбросанные гробы на сцене, засомневалась, а стоило ли вообще идти. И наверное, только к середине спектакля прочувствовала его темп и атмосферу.
Немного коснусь сюжета. Яков Иванов (Валерий Баринов) всю жизнь прожил с женой в деревне. Яков - гробовщик. Его основная деятельность - изготовление гробов, также время от времени он играет на скрипке на похоронах и свадьбах. Все мысли Якова крутятся вокруг денег и убытков, потому когда заболевает его жена (Арина Нестерова), первая его мысль - во сколько обойдутся похороны. Настроение повышается, когда он понимает,что похороны жены для него бесплатны. Ему нужен только гроб, который он же сам и смастерит. После похорон Яков вспоминает, что ни разу жену не приласкал, не похвалил, относился к ней, как к мебели, ругал и понукал ею. И тут, кажется, в нём пробуждается нечто, похожее на раскаяние: "Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу." Но осознание приходит поздно - вскоре он заболевает сам.
Спектакль поднимает тему межличностных отношений. Я бы сказала, что он вполне актуален и по сей день. С содроганием подумала, что многие живут в таких же абъюзивных отношениях и считают это нормой. Модель "тиран-жертва" и по сей день актуальна. Причём ни тиран, ни жертва не готовы её менять и уверены, что любят друг друга.
Также поднимается вопрос общечеловеческих ценностей: сострадания, сопереживания близкому, раскрывается тема скоротечности жизни, переосмысления ее на пороге смерти.
Спектакль глубокий, интересный. Не рекомендовала бы смотреть детям до 18 лет и людям, находящимся в угнетенном состоянии.
Я, возможно, перечитаю несколько позже первоисточник. Интересно, как видит Якова сам Чехов.
Валерий Баринов ходит по сцене и громко роняет доски и заготовки гробов. Слишком громко. Мне показалось хотят разбудить уснувших в уютных креслах партера. Затянуто. И совсем не о скрипке и не о Ротшильде. Это звучное название продажа и повести и билетов на постановку.
Не читала этот рассказ Антона Павловича, так что сюжет был нов для меня. Не знаю, если бы читала до этого, пошла бы смотреть? Рассказ коротенький и не так чтобы очень много сюжетных перипетий. К слову в спектакле полностью звучит этот рассказ. Дословно или близко к этому. Это обычно для постановок пьес, но не прозы. Но опять же - это я сейчас сравниваю, прочитав рассказ уже после просмотра.
Спектакль оставляет гнетущее впечатление, но гнетущее именно из-за темы и подачи. Здесь нет ярких поворотов сюжета, откровений или назиданий. Показана жизненная рутина и в какой-то мере переосмысление её на пороге смерти.
Спектакль атмосферный. Гробы на сцене и без того настраивают на соответствующий лад. Но не гробы страшны и даже не смерть (кто-то её ждёт как избавления), а понимания, что ради чего это всё? Да за ради ничего.
"Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу" (с) Вроде бы и какое же тут откровение? А оказывается, для героя Якова это откровение в конце жизни. Ведь всё буднично произошло - и будничный врач поставивший диагноз Марфе, и Марфа тихо ушла, сам он по ней ещё живой гроб сварганил - обычную свою работу, убытки буднично посчитал... А потом вдруг нахлынуло. И воспоминания, и мысли светлые... Всю жизнь был угрюм и недоволен... страшна эта вот обыденность, всепоглощающая, наплывающая. Вязнешь в ней, толком и не чувствуя самой жизни.
Яков - Валерий Баринов. На нём весь спектакль. И по сути это даже моноспектакль. Остальные персонажи помогают именно метаморфозу самого Якова показать. Но он тут главная сила. Всю жизнь гробы делать, да убытки считать! Тут у любого характер окажется не самый дружелюбный.
Скорее поразительна его музыка - игра на скрипке. Да и в спектакле в роли скрипки пила. Она гораааздо больше ему подходит. Поражаешься, как встретились этот угрюмый человек и музыка? А вот как-то. Даже и отдушиной язык не повернётся назвать, ибо подозреваешь, что именно души у него нет. Образ очень интересный, хоть вроде бы и простой. Он же всё равно переживает, передумывает, он очень деятельный и хозяйственный. Жена вот захворала - заметил! К доктору свозил! И лишь потеряв Марфу, он начал её ценить и вспоминать. Но даже вернувшись воспоминаниями в молодость, увидев ту, юную Марфу, он же всё равно считал, где бы прибыль сделать. И ведь оттого ещё жальче его, жизнь впустую, так даже вспоминая хорошие моменты, всё равно расчёт... И тем милее его завещание, хотя, а кому ещё бы отдать скрипку? Так вообще пропадёт инструмент... У Баринова такой объёмный персонаж вышел. Колоритный и простой одновременно...
Марфа - Арина Нестерова. Какой светлый образ! Сухонькая, неброская, смиренная, но как же она смерть встречала! Как подругу близкую, ждала. Не, не в нетерпении, идёт как идёт. Придёт черед, так придёт. И ведь не бил её Яков, "лишь" запугивал. Так чего ж так стремится освободится от него? А вот пустое место она для него - лишь чтоб поесть было. Вещь она для него, даже когда на руках её несёт - как каргу какую, даже гроб ей делает, мерки с живой ещё снимает... Даже он сам же поймёт потом, что ведь никак не привечал её, не радовал. Ни гостинца со свадеб, ни платочка... А у неё ж и своя трагедия была.. Уж 50 лет минуло, а ведь живо в ней, гложет... И перед смертью именно она помнит, а Яков уж давно забыл...
Ротшильд - Игорь Ясулович. Яркость практически до карикатурности. Жалкий... Но именно он играет на скрипке-пиле в спектакле.. А Яков его ненавидит. Вот просто. И бьёт. И ведь спроси - за что? И ещё одно озарение перед смертью самого Якова - зачем жида бил? Простой вопрос, а ответ не так легко дать. А Ротшильд всё равно рядом, даже на воспоминаниях под вербой. Преследуемый укор? Поражаешься Ясуловичу - ведь далеко не юн, да старческие движения даже ещё больше жалость нагнетают, но при этом это же перпетуум мобиле просто! И столько эмоций всевозможных! Замечательный!
Фельдшер - Антон Коршунов. Колоритный, хорошо дополняет общую картину повествования.