Почти 100% прямое попадание в меня. Я вышла потрясенная и ослепшая от слез. Я нежно люблю Мандельштама - так нежно, как все участники спектакля. Боль потери Мандельштама - это боль каждого из нас, когда в зимнем штабеле на этапе гибнет перед лицом беспощадной реальности наша душевная красота - наивность и вера в добро, идеализм и доверчивость.
Визуальный ряд прекрасен. Я испытала мучительное наслаждение любованием (ну разве что чуть пересантиментили финал).
Трио с доской изысканно по идее, вдохновенно по содержанию и совершенно по форме.
Очень понравилась сцена с "Главным Кукловодом" и черешней (и мне вспоминается "Антиформалистический раек" Шостаковича). Множество интересных находок и решений, деталей, образов - и игры.
Я увидела там приговор. Люди, которые убивают Мандельштама, безнадежны. Надежда - глупое чувство, в конце концов.
И в связи с этим у меня остался вопрос: послание этого спектакля, кристально явное (и даже чересчур понятное) - кому оно адресовано? Публика в зале была отборной - она и так в курсе. Обывателей на таких спектаклях не бывает. Это было предупреждение, избавление от иллюзий?
Чулпан Хаматова проникновенна в спектакле. Она и хрупкая, женственная (когда ее несет на спине Главный Герой, когда Чулпан танцует танго с каждым из актеров) и Руководитель в конце постановки стреляющая в не слушающего ее Ученика. Спектакль - современный Танец на тему ГУЛАГа: есть Надсмотрщики, есть Репрессированные. В основном все стихи Осипа Мандельштама и письмо его сестры Нади к нему читает Чулпан. Стихи тонки, изысканны, образы, рисуемые ими, ярки. Также прекрасно акустическое сопровождение спектакля, живая музыка, особенно тромбон.
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
Я вздрагиваю от холода,-
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото,
Приказывает мне петь.
Томись, музыкант встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь,
И, с тусклой планеты брошенный,
Подхватывай легкий мяч!
Так вот она, настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!
Что, если, вздрогнув неправильно,
Мерцающая всегда,
Своей булавкой заржавленной
Достанет меня звезда?
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.
Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,
Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет.
То ли потому, что постановка о Борисе Пастернаке была первой из подобных творческих экспериментов, то ли стихи Бориса проходят в школьной программе, Пастернак больше, глубже, ошеломительнее отозвался в моем сердце, душе, разуме.
Спектакль отвратительный!!! Зал был полный, видимо степень доверия к Хаматовой у зрителей очень высока, но именно в этой постановке она руш ит все возможные грани понимания!
Некоторые стали выходить после 20 мин действия, полуголые мужчины ходят по сцене, издаются звуки, режущие слух, постоянно по "шедевральному" сценарию роняют доски с грохотом!
Просто жуть!!! Смысла абсолютно нет, Хаматова прочитала 5-6 стихов Мандельшама, занудно и не интересно!!!
Не ходите и не тратьте деньги!!!!!!!!
Постановка просто хамство зрителю!!!!!!
Вытягивают деньги на имя Хаматовой, удивительно как ей самой не стыдно в этом принимать участие?????
Мы живём под собою не чуя страны…” - более 80 лет назад Осип Мандельштам написал строки, стоившие ему жизни. Последним четырем годам его жизни в нищете, ссылках и лагерях посвящён спектакль “Век-волкодав”.
"Век-волкодав" продолжает серию спектаклей о поэтах Серебряного века под общим названием «Проект Звезда». Режиссёр спектакля Антон Адасинский, рассказывает о последних годах жизни поэта языком пластики, визуальных образов и поэтического слова.
Лязг и звук пронизывающего ветра еще до начала спектакля погружают зрителя в атмосферу дискомфорта, а затем и ужаса. Актёры появляются вдруг из внутренней конструкции сцены – будто встают из преисподней. Серые бушлаты, звенящие топоры, чёткие движения полулюдей-полузверей, которые начинают травлю поэта. Плотный грим слезающей кожи и оборванной одежды у главных героев - Осипа и жены Надежды в исполнении Филиппа Авдеева и Чулпан Хаматовой напоминает о тюрьмах и лагерях, вечной опасности, когда страшно говорить, и даже думать нужно тихо. Режиссёр спектакля Антон Адасинский погружает зрителя в атмосферу, без которой поэзию Осипа Мандельштама не почувствовать.
Герои Филиппа Авдеева и Чулпан Хаматовой вымазаны в саже и цементе (невероятный грим!), в серых одеждах и с заклеенными глазами. Но стоит эти глаза открыть, как польются строки боли и осознания, прославившие поэта. Что первично в спектакле – текст или движение – зритель почувствует сам, но, без преувеличения, это две основные составляющие спектакля.
Большинство стихотворений в спектакле исполняет Чулпан, жена поэта, его душа, мать, тень - так обозначены её роли в программке. Роли, которые в жизни Мандельштама исполняла Надежда Хазина. Она зачитывает и самые суровые стихи, стоившие поэту жизни, будто созданные женской, особо ранимой частью его души: «Мы живём, под собою не чуя страны…». И гражданственное «Мне на плечи кидается век-волкодав, но не волк я по крови своей…». Но это совсем не поэтический вечер, вернее будет назвать его смесью перфоманса, танца и поэзии.
Хореограф, актёр и режиссёр, основатель физического театра Derevo (где основа всего – движение) свои идеи формулирует просто: «Тело не может врать». Слова - могут, а вот тело – нет. Поэтому, несмотря на то, что “Век-волкодав” несёт поэтическое слово, это телесный спектакль. Основное здесь передано телом. Страх и ужас смерти и насилия, нежная наивность любви – всё создано движением. Боль, зуд, холод, мурашки, судороги ужаса, безумие толпы и желание укрыться в тихом одиночестве, боязнь этого одиночества – тело актера откликается на всё.
Авторы спектакля дают почувствовать атмосферу последних дней и поэзию Мандельштама, вырывая зрителя из зоны комфорта – предъявляя болезненные, рваные движения героев, колющие, режущие, ужасающие звуки. Через физическую боль и неудобство зрителю дают испытать на себе эпоху, которую Мандельштам назвал: «век-волкодав». Почувствовать ее, чтобы – если за художником придут сегодня – не остаться равнодушным и не позволить этому повториться.
Спектакль сделан очень качественно: потрясая игра актеров, костюмы забавные, но в рамках заявленной темы, прекрасная реалистичная атмосфера, тяжелого периода репрессий. Наблюдать очень интересно и любопытно, но вот безумно абстрактно. Если быть знакомым с биографией Мандельштама, можно в этом безумии разглядеть события из его жизни, но приглядываться придется очень тщательно. Сам образ главного героя чего стоит, очень красноречиво.
Главное - этот спектакль рассчитан на очень узкую аудиторию, с широкими при широкими взглядами на окружающую действительность, на современное искусство в том числе. Сразу оговорюсь, я к этой категории граждан, скорее всего, не отношусь, т.к. поняла я очень не много. Да, основное сообщение понятно – наитяжелейшая судьба, яркой личности, задавленная диктатурой.
Что примечательно, но и у данного жанра есть свои преимущества, обычно после театра вырастают крылья, чувствуется легкость и одухотворение. Тут есть эмоции и чувства, они не негативные, это какой-то совершенно новый опыт, пусть даже и не совсем ожидаемый.