В основе как всегда тихого и аккуратного спектакля Юрия Погребничко — пьеса «Мюзик-холл» авангардного французского драматурга Жан-Люка Лагарса. Песни, фокусы, короткие монологи из Чехова и Шекспира в зал в исполнении почти феллиниевских персонажей; всего пять артистов с Лилией Загорской в центре внимания, примой этого в меру абсурдистского театра. Спектакль получил «Золотую маску» в 2009 году за лучшую работу режиссера.
Драматический |
16+ |
Театр «Около дома Станиславского» который год, после того как пожар уничтожил его сцену, играет по соседству, на ничтожно маленькой сцене La stalla. В их новом спектакле отразились и бездомность театра, и трагикомизм самого этого рода делания — театра.
На сцене Лилия Загорская в роли потрепанной актрисы-гастролерши. Рядом с ней два актера (Сергей Каплунов и Илья Окс), одетые в солдатскую форму, словно слоем дорожной пыли, покрытую театральным тюлем. Втроем они — армия искусства, потерпевшая на театре боевых действий сокрушительное поражение. Из сражений с обывателем они вышли изможденными и едва живыми. Все лучшее у бродячей труппы позади — актриса словами Аркадиной из чеховской «Чайки» вспоминает, как принимали ее в Харькове, — студенты на руках носили. Но они продолжают упрямо делать свое дело. Бьются с воображаемыми антрепренерами за райдер (требуют себе табуретку, дверь в глубине сцены, стационарный магнитофон), спорят с воображаемым пожарным, увидевшим в табурете опасность возгорания. Но мы-то понимаем, кто здесь способен по-настоящему гореть.
Между тем на сцене за ударной установкой сидит молодой артист в элегантном шарфе (по причине шарфа и шарма актриса аттестует его «настоящим французом»). Артист выбивает на барабанах дробь, переводит реплики на французский и время от времени отвлекается на то, чтобы подыграть себе на гитаре и спеть одну-другую французскую песенку. Спрашивается, при чем здесь французский?
Дело в том, что пьесу, которая легла в основу спектакля, написал Жан-Люк Лагарс — самый известный сейчас французский авангардист после Кольтеса. Оба, хотя не нужно делать из этого какие-либо выводы, умерли от СПИДа. Но в отличие от Кольтеса, чьи пьесы ставились во Франции с пылу с жару, Лагарса стали играть только после его смерти в 1995 году. Стали ставить в том числе и у нас: в Молодежном театре, к примеру, Нелли Уварова играет его «Правила поведения в современном обществе».
Свои двадцать с небольшим пьес сам Лагарс делил на коллажи, составленные из цитат из классики, и пьесы, основанные на личных наблюдениях. И в первом, и во втором случае их героями становятся маленькие люди, а сюжетами — ритуалы обыденной жизни. Пьеса «Мюзик-холл» у нас еще не печаталась, поэтому сложно утверждать, кто создал этот коллаж — сам Лагарс или режиссер Погребничко, вышивший текст Лагарса цитатами из Шекспира и Чехова. Как бы то ни было, кажется, будто актриса несет самую что ни на есть отсебятину, выговаривает личный опыт — путая реальность со сценой и себя с Гертрудой, отстаивая права дешевого табурета в театре комфортных стульев, путь аскезы в мире конформистов. Этот парад-алле нелепых реприз, как и в других спектаклях Погребничко, густо прокопчен самоиронией. Но это совсем не отбивает у него привкуса натуральной горечи.