Москва
6.9

Фильм
У нас есть Папа!

Habemus Papam, Италия, Франция, 2011
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в
Описание Афиши
Описание прокатчика
Избранный папа римский бежит из Ватикана

Перед выходом на балкон к толпе католиков у Мельвилля, избранного папы римского (Пикколи), случается нервный срыв. Сначала он кричит, потом лежит, потом бежит — из Ватикана в Рим, снимает номер в отеле, притворяется актером и прибивается к труппе, которая ставит «Чайку». Нанятый специально для него психоаналитик (Моретти), маясь от безделья в оплаченное время, жалуется кардиналам на бывшую жену, играет с ними в карты и лотерею, а потом устраивает соревнования по волейболу. Папа в это время пытается самостоятельно разобраться в том, почему раньше он мог что-то делать, а теперь — нет.

  • У нас есть Папа! – афиша
  • У нас есть Папа! – афиша
  • У нас есть Папа! – афиша
  • У нас есть Папа! – афиша
  • У нас есть Папа! – афиша
Драма
14+
Нанни Моретти
15 апреля 2011
29 марта 2012
1 час 42 минуты
habemuspapam.it

Режиссёр

Участники
Все

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Ann Sotnikova
110 отзывов, 115 оценок, рейтинг 2242
19 марта 2012
Комедия про папу римского

Перед выходом на балкон к толпе католиков у Мельвилля, избранного папы римского (Пикколи), случается нервный срыв. Сначала он кричит, потом лежит, потом бежит — из Ватикана в Рим, снимает номер в отеле, притворяется актером и прибивается к труппе, которая ставит «Чайку». Нанятый специально для него психоаналитик (Моретти), маясь от безделья в оплаченное время, жалуется кардиналам на бывшую жену, играет с ними в карты и лотерею, а потом устраивает соревнования по волейболу. Папа в это время пытается самостоятельно разоб­раться в том, почему раньше он мог что-то делать, а теперь — нет.

Итальянский комедиограф Нанни Моретти снимает притчу про потерю веры в Ватикане, не затрагивая проблемы религии, что уже само по себе достижение. Психоаналитик — атеист, папа в Боге не сомневается, как не сомневаются в существовании собственного начальника, кардиналы, в свою очередь, не сом­неваются в папе. Бог есть, а может быть, и нет, но какая разница, когда все, включая папу римского, главного авторитета в этом вопросе, давно бросили попытки в этом разобраться. Папа теряет веру не в Бога, а в самого себя. Шарлатан-психоаналитик привычно ищет ответ в детских травмах и сексуальных фрустрациях, кардиналы утирают слезы радости, когда слышат, что понтифику стало лучше. В чем смысл собственной деятельности? Мельвилль хотел быть актером, а стал представителем интересов Бога на земле. А надо ли вообще эти интересы представлять? Кардиналам все равно. Их работа заключается в том, чтобы, затаив дыхание, наблюдать за тем, как ходит за занавеской темный силуэт, — даже если это не понтифик, а нанятый заменять его гвардеец. «Играйте дальше, — говорит Моретти, когда кардиналы прерывают волейбольный матч, чтобы полюбоваться на тень в окне, — вы же знаете, Он смотрит». История поиска веры, рассказанная Моретти в юмористическом ключе, оборачивается философским анализом свободы воли, поиском границы между «не могу» и «должен». Финал очевиден, но перед тем как сдаться, можно попробовать понять, что же все-таки важнее. Что до всего остального — у психотерапии и религии схожие цели, а занимают­ся и тем и тем в основном шарлатаны. А то, что во мнениях они не сходятся, — черт с ним, все равно и тем и другим приходится пить антидепрессанты: работа нервная.

10
0

Отзывы

7
Igor Sinelnikoff
413 отзыва, 450 оценок, рейтинг 403
5 ноября 2011

Одной из замечательных особенностей итальянского кино является та смелость, с которой в этой стране обличают сильных мира сего. Досталось и Берлускони от того же Нанни Моретти, и Андреотти от Паоло Сорентино, а теперь и Папе Римскому, и всему понтификату как институту.

Конклав возвещает верующим, сутками простаивающим на площади св. Петра, в ожидании, когда будет избран новый понтифик, «Habemus Papam», и это означает, что Папа через минуту появится на балконе, благословит миллиард своих последователей, потом примет официальное имя и начнет свою пастырскую деятельность. Но что если на балконе так никто и не появится, а новоявленный Папа (Мишель Пикколи) с криком бросится бежать по бесконечным коридорам Ватикана, от осознания великой ответственности, которую, в прямом смысле слова, свалили на него товарищи кардиналы? Это допущение не столь уж невероятно. Думается, история Святого Престола знавала и не такие кризисы, а по-человечески Папу Римского вполне можно понять: ну кто захочет на восьмом десятке лет жизни становится главой государства и до самого вознесения путешествовать по миру с нескончаемыми миссиями и проповедями.

Вся проблема в том, что Папа не может сложить с себя полномочий. И пусть кардиналы списывают друг у друга во время голосования, все равно избрание официально считается промыслом Божьим, и отказаться от Престола — это не только бросить на произвол судьбы паству, но и нанести прямое оскорбление Господу, что для человека, отдавшего всю жизнь религии, немыслимо. Нанни Моретти саркастично напоминает нам, что Папа — это все-таки человек, и у него могут быть проблемы, которые под силу решить только психоаналитику, в роли которого выступает сам Нанни Моретти. Но и тут и смех, и грех. Ватикан не верит в психоанализ, и кардиналы считают вполне допустимым присутствовать на сеансе, во время которого Папе даже нельзя рассказывать о детстве, о страхах и собственных потребностях, что в общем то лишает терапию всякого смысла. Народ требует хотя бы имя нового Папы, но проблема усугубляется тем, что понтифик, как и следовало ожидать, сбежал.

Очевидно и общеизвестно, что сам Нанни Моретти придерживается атеистических взглядов, и несмотря на всю серьезность съемок, ему пришлось выстраивать декорации Ватикана, потому что даже экуменисты не оценили его сатиры. «У нас есть Папа» — это не столько о религии, сколько о неожиданно свалившейся ответственности и ужасе маленького человека, которому внезапно вручают целый мир. От католицизма здесь лишь глухота к мольбе это человека о пощаде. Ничего совсем уж еретического и оскорбительного в фильме нет. Вопрос лишь в том, о каких материях допустимо или недопустимо шутить. К примеру, в России вполне можно высмеять существующую власть, но не прямо и не на большом экране, и то лишь это стало возможным сравнительно недавно. Итальянцам не требуется эвфемизмов и косвенных намеков на ту или иную реальность, или персону. Моретти, насколько это возможно, воспроизводит совет конклава и смоделированный кризис, не оставляя себе шанса соврать, что он имел ввиду не Папу Римского, а, к примеру, Патриарха Русской Православной Церкви.

Наряду с этим, режиссер не ограничивает себя потешным юмором, создавая фильм на потребу публики. Там где дистрибьюторы пишут «драма», следует читать «трагедия». Недаром в тело сценария вводится чеховская комедия «Чайка». Избрание героя Папой в целом согласуется с сюжетом Тригорина: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её». Никто не хотел становиться Его Святейшеством, ни один букмекер не ставил на главного героя, и в первых раундах голосования его имя даже не возникало, но нелепая прихоть кардиналов довела человека до нервного срыва и поставила перед самым тяжелым вопросом в его жизни, к которому тот был совсем не готов. И пусть, по мнению верующих, тут нет никакого вопроса, но в такие моменты, наверное, даже ад не так страшен, как долг перед безгранично сложным, страшным и абсурдным миром.

3
0
7
кино умерло
40 отзывов, 62 оценки, рейтинг 112
25 сентября 2012
А был ли Папа?

Нанни Моретти — культовая фигура современного итальянского кино. Вот уже более тридцати лет он создаёт грустные и смешные истории о жизни человека в современном обществе, ловко сочетая в одном лице роли режиссёра, актёра, сценариста и продюсера. Его неспроста называют «итальянским Вуди Алленом». У Моретти, как и у Аллена, реальность часто граничит с абсурдом, герои, обременённые целым букетом всевозможных комплексов, переживают экзистенциальный кризис, поиск выхода из которого непременно сопровождается ироничным экскурсом в теорию психоанализа. Сам автор в этих историях частенько выступает в роли чудака чудаков, тщетно пытающегося разобраться в причине болезней нашего мира. Разница между Алленом и Моретти состоит, пожалуй, лишь в том, что градус язвительности у последнего значительно ниже, чем у его американского коллеги, а потому к своим героям он относится с большей трепетностью и состраданием. В последней картине итальянца «У нас есть Папа!» (2011) центральным объектом иронии пополам с сочувствием становится не кто иной, как Папа Римский.

Кардиналы чинно и благородно собираются для избрания нового Понтифика, и никто не ждёт, что в маленьком королевстве вскоре произойдёт большой переполох. Мало кто желает нести бремя наместника Сына Божьего, а случайный выбор, как это обычно и бывает, падает на того, кто не хочет этого больше всех. Избранный на престол кардинал Мельвиль как может отнекивается от непосильной ноши: закатывает истерики, отказывается выходить на балкон собора Св. Петра с приветственной речью, наконец, бежит из Ватикана куда глаза глядят. Понтифика пытаются успокоить, вразумить, для чего даже обращаются к помощи психоаналитика. Но никто, по всей видимости, даже сам Мельвиль, не понимает, в чём причина его несостоятельности как Папы. Причину эту напрасно ищут в здоровье героя, в его детстве, в отношениях с матерью. Но по Моретти, проблема куда глубже, и лежит, то ли в корне устройства современного общества, то ли и вовсе в основании природы человеческой.

По мнению режиссёра, человек нашего времени, будь он хоть Папа Римский, — это человек до ужаса уставший, одолеваемый рефлексией, не реализовавший свои желания, не готовый к принятию серьёзных решений и не способный отвечать не то что за других, но и за самого себя. Мельвиль — это чеховский герой, маленький человек, который всю жизнь плывёт по течению, отказываясь от своих мечтаний и страдая от нехватки душевных сил и уверенности в себе. Жизнь его проходит так, что ближе к её финалу Мельвиль даже не может вспомнить, как жил, что делал. Волею судеб, маленький человек становится главой одной из самых крупных конфессий мира, и это тоже характерно для современного усталого общества, выдвигающего в свои лидеры усталых людей.

Исследуя причины неспособности Мельвиля принять на себя обязанности Папы, режиссёр попутно иронизирует по поводу состояния католической церкви. Её слабость выражается в неспособности помочь человеку справиться с его душевными терзаниями, и необходимости обращаться к совету психоаналитиков, которые, в свою очередь, тоже бессильны что-либо сделать. Кроме того, выясняется, что современным духовным лицам ничто материальное не чуждо. Как и простые люди, они ссорятся и радуются, играют в картишки и волейбол, сидят на антидепрессантах и снотворных, и совершенно не желают противостоять соблазну чревоугодия в виде «вкуснейших пончиков с кремом» и капучино с маленькой пенкой. Кардиналы оказываются людьми весьма наивными, о чём свидетельствует то, что для веры в благополучие Папы, им достаточно видеть за его окнами чей-то прохаживающийся силуэт, и ничего что Папу в это время изображает гвардеец. Но из всего этого следует парадоксальный вывод о том, что простота и наивность кардиналов и служит залогом их успешного богослужения. И может быть Папой достоин стать именно такой как Мельвиль, за сомнениями которого стоит искренность и требующая изрядной смелости готовность к покаянию, так необходимому современному миру.

Прелесть кинематографа Моретти состоит в том, что его метод исследования человека и общества лишён критики. Режиссёр относится к своим героям с состраданием и пониманием, с терпимостью и сочувствием. Как никто другой, он знает, что у маленьких людей и вина маленькая. Мир по Моретти перевёрнут с ног на голову, противоречив и парадоксален, но страшного в этом ничего нет, мир именно таким и должен быть, деваться некуда.

1
0
3
Alex Aleshin
1 отзыв, 5 оценок, рейтинг 1
30 марта 2012

Сценарий провисает минуты с 30-й, наглядно демонстрируя, что одной неплохой идеи недостаточно, надо бы и кино уметь делать. Моретти-актер раздражает еще больше, чем Моретти-сценарист. Импотентское кино в худших традициях свойственной всем итальянским интеллектуалам XX века (далее, судя по всему везде) зацикленности на идеях дедушек Фрейда и Юнга. Не смотреть.

1
0
9
Юлия Сергеева
27 отзывов, 423 оценки, рейтинг 14
1 мая 2011


"Habemus Papam" это история кардинала, только что избранного Папой Римским, и он неожиданно оказывается не в состоянии выдержать свалившийся на него груз ответственности. Он обращается за помощью к психологу доктору Брецци, которого играет сам Моретти. Моретти о свеом фильме сказал так: "Я хотел рассказать, в жанре комедии, историю хрупкого персонажа, который чувствует себя несоответствующим той роли, которую должен играть".

Поставила фильму оценку "гениально", и это не преувеличение! Фильм великолепен - смотрится на одном дыхании, тонкий юмор Моретти, прекрасная музыка, прекрасная игра актеров, всем любителям хорошего итальянского кино рекомендую (надеюсь, выйдет в скором будущем и на экраны России, ибо он стоит того)!

1
0
7
Александр Духовный
43 отзыва, 43 оценки, рейтинг 21
14 декабря 2012

На просмотре этой "католической комедии", непонятно какими ветрами занесенной на пару недель в московский прокат, как ни странно, зал был наполовину полон, а кто то даже дико ржал: очевидно это был обкуренный прихожанин костела св. Людовика или с М. Грузинской. хотя ничего особо смешного в этом спокойном, сдержанном и предельно корректном по отношению к чувствам верующих фильме не наблюдается. картина получилась скорее про трагичную невозможность вернуться в детство и изменить свою жизнь, про страх перед ответственным выбором, который может представлять опасность для психики человека даже в старости, уже перед лицом смерти. У новоизбранного римского понтифика случается атака паники, он истерит и не может нормально выполнять свои функции. На помощь ему жестко командируется атеист-психоаналик, но и он не может вернуть папу к своим обязанностям и удержать его от побега в мир чеховского театра... Вот такой бред, но все показано удивительно по-доброму, без всякой пошлости, со спокойной иронией, которая балансирует на игре серьезно противоборствующих друг со другом смыслов: невинные слабости оторванных от жизни милых кардиналов ничуть не страшнее проблем психоаналитиков, не могущих самих разобраться в своей личной жизни, а вечная культуроведческая диллема: театр/церковь представлена достаточно корректно. Основная идея фильма связано с вечно актуальной темой отдаленности Церкви от мира, от проблем простых людей, подчеркивается необходимость для ее высшего епископата быть ближе к народу в духе банальной социальной протестанствующей парадигмы; фильм предвосхищает очередное обновление закостенелого высшего аппарата церкви — все эти вопросы ставились и в 30-х, и 60-х, и в 90-х, короче всегда, ничего нового. Обидно, что в свете всего происходящего у нас этот фильм приобретает новые черты: становится понятно, что от серьезно раздутых в медийном пространстве обоими сторонами смешных вопросов становится совсем не смешно. Похоже, все окружение подобных высших структур у нас состоит исключительно из слишком серьезно относящимися к себе и своей карьере тщеславными людьми, утратившими свежий дух самоиронии. Нет никого, кто бы мог предложить на высоком уровне подходящую шутку, переведя проблему "часов и пыли", пусть даже в область здоровой самоиронии, откуда гораздо легче перейти в пространство не совсем удобных, но важных публичных актов примирения и прощения, нежели из мира громких и серьезных заявлений, построенных по законам пиара мира сего. Так что такой фильм у нас пока не возможен, слишком все грустно будет выглядит, и нет сейчас настолько же здоровых, сильных и способных к честной самоиронии сил в наших церковных структурах, которые могли бы так же корректно поставить эти вопросы в области искусства.

0
0

Читайте также

Подборки Афиши
Все