Люсьен Шардон (Бенжамен Вуазен) — белокурый мальчик с оленьими глазами обитает в Ангулеме, маленьком городке на юго-западе Франции. Днем он работает в типографии, а вечером пишет сентиментальные (а иногда и сексуальные) стихи для своей тайной возлюбленной, аристократки мадам Луизы (Сесиль Де Франс). В Ангулеме, провинциальном городке, поэзия Люсьена воспринимается сравнительно хорошо. Луиза считает его гением, его семья ценит его талант, и благодаря этой поддержке Люсьен знает, что слава — лишь вопрос времени. Когда известие о незаконном романе Люсьена с Луизой становится достоянием общественности, дама и ее молодой любовник бегут в Париж. Однако непродуманный план бегства терпит неудачу, как только они прибывают в мегаполис, где действуют совершенно иные законы. Адаптировать для экрана одноименный трехчастный роман Оноре де Бальзака — задача не из легких, но режиссеру Ксавье Джанноли это удалось, а еще получилось подчеркнуть сходство между классическим произведением и современной жизнью.
Исторический, Драма |
18+ |
Ксавье Джанноли |
27 октября 2021 |
17 марта 2022 |
2 часа 21 минута |
"Утраченные иллюзии" (2022) - экранизация одного из самых длинных романов Бальзака.
Время от времени за кадром зачитывают цитаты из книги. Впрочем, происходящее на экране и так предельно ясно, и без них, несколько наивных:
"Париж чуть приподнял юбку, чтобы показать молодому поэту свою уродливую наготу".
Вкратце: 20-летний Люсьен работает в типографии где-то в глубинке и мечтает о славе поэта. Любовница, местная аристократка, привозит его в Париж, где он становится посмешищем высшего света - по собственной вине. Оставшись в столице без гроша, Люсьен работает официантом, воруя со столов об'едки, пока однажды чудом не попадает в "желтую" прессу, чтобы прославиться, влюбиться, оскандалиться, разориться и вернуться в родные края.
Париж, переживший революцию, неприятное место, но оторопи не вызывает.
"Желтая пресса", слухи, сплетни процветают - после революции появился слой грамотных людей, они умели читать и писать, но должным пониманием политических или культурных процессов не обладали. Стали востребованы популярные журналисты, которые бы об'ясняли публике, что нужно думать, чувствовать, как и к чему относиться.
Да, газеты должны зарабатывать, книги - продаваться, спектакли - собирать публику, реклама - окупаться.
Да, статьи - и разгромные, и хвалебные - пишутся на заказ.
Да, в театр аристократы ходят не за великим искусством, а переговорить в антракте.
Да, лучший издатель Парижа - неграмотный Депардье. Но он лучший - потому что у него отличная команда советников, которым он платит.
Почему-то каждый из тезисов выше становится для главного героя выстраданным откровением.
Сам же Люсьен все время стремится быть тем, кем он не является: он не аристократ, не журналист, не поэт, и корона, которой его в шутку коронуют, разумеется, фальшивая.
Он, к сожалению, горяч, но не умен, таким не усидеть на двух стульях - и Люсьен даже не понимает, что в игру, которую он ведет, могут играть разные стороны.
Фильм нравоучительный и несколько растянутый, зато с красивыми актерами, декорациями, костюмами и прекрасно подобранной музыкой.