Трехчасовое полотно Филипа Кауфмана, рассказывающее про американскую космическую программу и предваряющее события «Человека на Луне». Так, вслед за Советами США намерены отправить астронавтов на околоземную орбиту. Для этого отбирается несколько кандидатов, которых играют сплошь голливудские звезды (Эд Харрис, Скотт Гленн, Деннис Куэйд, Фред Уорд, Лэнс Хенриксен и др.), и только один из лучших пилотов, Чарлз Йегер (Сэм Шепард), остается за бортом. Фильм снят по одноименной книге Тома Вульфа — иконы «новой журналистики». И, как это часто бывает с фильмом, основанном на каком-нибудь въедливом нон-фикшене, «Парни что надо» — избыточное, неровное, немножко пунктирное (и это при объемном хронометраже) кино. Однако, несмотря на его документальную дотошность, это все-таки невероятное приключение, в котором есть по-настоящему волшебные моменты, наподобие эпизода, когда герой Эда Харриса облетает орбиту, а вокруг него кружится то, что он принял за светлячков.
Исторический, Приключение, Драма |
14+ |
Филип Кауфман |
20 октября 1983 |
3 часа 13 минут |
История американской астронавтики в лицах с 1947 по 1963 год, от попыток взять звуковой барьер до последнего одиночного полета в космос. Все очень подробно и достоверно, так как основано на бестселлере Тома Вулфа, отца .новой журналистики., соединяющей факт и .фикшн.. За невероятных три с лишним часа скучать почти не приходится, хотя связного сюжета нет, а события накромсаны в хронологическом порядке с компьютерной неумолимостью: жены, тренировки, полеты, бары, жены, тренировки. Все дело в фокусе, документальном и комедийном одновременно. Центральные фигуры астронавтов выписаны основательно и любовно. Звезды среднего голливудского звена (Гленн из .Молчания ягнят., Харрис из .Шоу Трумана., Куэйд из .Сердца дракона.) играют с фантастической убедительностью и бравадой. Остальные - почти карикатуры, создающие странный, как будто не совсем из этого фильма фон. Для Голливуда .Парни что надо. кажутся слишком неформатными. Для нас - слишком голливудскими. Впрочем, такова обычная участь режиссера-сценариста Филипа Кауфмана (.Невыносимая легкость бытия., .Генри и Джун.), существующего где-то между американским мейнстримом и европейским арт-кино. .Парни что надо., номинированные на .Оскара. по восьми категориям, включая .Лучший фильм., получили только четыре второстепенные награды за спецэффекты, монтаж, оригинальную музыку и звук. Больше других из ненагражденных статуэтку заслужил Сэм Шепард в роли летчика-испытателя, выбравшего другую, некосмическую судьбу и в конце концов чуть не улетевшего на своем истребителе в космос.
193 минуты про историю первых космических полетов в Америке… Это нелегко выдержать. Пусть поставлено с толком, пусть количество симпатичных мужественных физиономий невероятно – все-таки тяжело…
Начинают, конечно, издали. На главной авиационной базе Эдвардс есть определенное количество сумасшедших пилотов, которые не прочь погоняться со временем. Ну, или хотя бы со звуком. Самый отчаянный летчик-испытатель Америки – Чак Йегер. Он лучший во всем. Он устанавливает несколько рекордов, первым преодолевает звуковой барьер. Он надеется, что когда-нибудь на самолете можно будет улететь в космос. А потом на базе появляются «головастики», и они объясняют, что в космос полетят не на самолетах, а в консервных банках. Более того: даже для консервной банки Йегер оказывается непригоден…
И так три часа…
Впрочем, режиссер Филипп Кауфман, мастер объемных форм, работает с этим материалом весьма элегантно. Он дробит повествование на более мелкие фракции, снуя между ними с легкостью, не позволяя клиенту заснуть. Бригада первых астронавтов, как на подбор – коллекция типажей: флегматик Алан Шепард, сангвиник Гордон Купер, меланхолик Гас Гриссом, романтик Джон Гленн (по крайней мере, он показан таким). Задача Кауфмана – анализ и синтез: показать каждого в отдельности и ту бригаду, которая из них сложилась. Знаменитую «команда семь», где каждый был горой за другого, несмотря на жестокую конкуренцию, царившую в отряде.
Вот это показано замечательно.
Что же до смеха, который возникает у отечественного зрителя, когда идут эпизоды советской космической программы… Ну да, это смешно, а иногда уморительно. Конечно, Кауфман не хотел никого рассмешить. Просто так всегда получается, когда забываешь, что душа – не балалайка. Чтобы адекватно показать другой народ, надо сначала его завоевать. Америка не смогла.