Племя «невидимых людей» из амазонских джунглей похищает у американского инженера Билла Маркема (Бут), работающего на строительстве дамбы, пятилетнего сына. Маркем встретится с ним только спустя десять лет — и к тому моменту малыш превратится в воина (Бурман), понявшего и принявшего законы сельвы. То же придется сделать и Биллу.
Боевик, Приключение, Драма |
Джон Бурман |
22 июня 1985 |
1 час 54 минуты |
Племя «невидимых людей» из амазонских джунглей похищает у американского инженера Билла Маркема (Бут), работающего на строительстве дамбы, пятилетнего сына. Маркем встретится с ним только спустя десять лет — и к тому моменту малыш превратится в воина (Бурман), понявшего и принявшего законы сельвы. То же придется сделать и Биллу.
Следующий за успешным «Экскалибуром» (1981) фильм Бурмана был принят скорее как неудача — примитивный боевик, эксплуатирующий привычный для режиссера конфликт природы и цивилизации и примечательный разве что большим количеством обнаженных индианок. И мало кто заметил, что в девственных дождевых лесах Бразилии традиционалист Бурман предельно последовательно продолжает поиски архетипической истины, заключенной на сей раз не в Граале, но в шаманских откровениях «невидимых». Слепая культура бледнолицых в очередной раз проявляет себя с самой подлой и низменной стороны; на пьяные зверства белых наемников, насилующих первозданную гармонию, может быть только один ответ — не трубка мира, но плюющее отравленными стрелами грозное оружие. Фильм, прикинувшийся поначалу экзотическим приключением в духе «Тарзана», оборачивается смертным приговором цивилизации пропитых мозгов и безмозглых машин, изумрудной интифадой обществу, отпраздновавшему конец истории задолго до того, как она по-настоящему началась.
Во время строительство современной дамбы на Амазонке один из инженеров по имени Билл (Пауэрс Бут) решил прогуляться по сельве местных джунглей и показать ее своему маленькому сыну Томми. Внезапно паренек исчезает без следа и крика, и только торчащая из дерева стрела помогает Биллу понять, что к делу причастно некое племя «невидимых людей», как объясняют ему некоторые местные индейцы, которые боятся этого племени, как огня. Проходит несколько лет и, оказывается, что паренек на самом деле попал к этому племени, где его вырастили как своего. Он, перемазанный зеленой краской, носится по джунглям в полуголом виде, отличаясь от своих сородичей по племени лишь только цветом волос и глаз, которые унаследовал от собственной матери. И вот случайная встреча со своим биологическим отцом меняет жизнь и судьбу не только Томми, но и всего племени, которое стало для него родным домом и которое он покидать не намеревается, собираясь защищать его до последней капли крови, используя все преимущества собственного двойственного происхождения.
Экологически правильно настроенный фильм, который предвосхищает идеи и интонации «Аватара» о том, как современные технологии и жажда добычи со стороны больших корпораций способны уничтожить целую культуру, возрастом более тысячелетия. Как и в «Аватаре», фильм повествовательно разделен на три части – знакомство со средой действия фильма, истории ассимиляции представителя современного мира в новом для себя обществе экологического равновесия, сражение между представителями «зеленого мира леса» и «мира машин и оружия». С другой стороны, Бурман, конечно, совсем не Камерон и имеет на своем счету не только шедевр «Hope and Glory», но и весьма жестко принятый «Изгоняющий дьявола 2» и весьма неровный «Экскалибур», что сразу должно зрителя насторожить. Да и поучительный тон, который Камерону можно простить за его техническую и визуальную революцию, Бурману с рук спустить уже сложней.
«Изумрудный лес», конечно, сложно отнести к провалам Бурмана, но он слишком слаб, чтобы говорить и о занесении фильма в актив режиссера. Нет, это все понятно – западные капиталисты в своих целях порой заходят за грань дозволенного, маленькие племена живут на грани уничтожения. Все это верно, об этом говорить надо, но давайте уже признаемся, что про это уже наговорили и еще наговорят столько, что фильм рассматривать, как художественное произведение уже не хочется, а как экологическое – дело совсем других интересов и людей.