Не успеют первые лучи солнца позолотить стрелы кранов родного судостроительного, как большое семейство Журбиных уже на ногах. Дед Матвей (Лукьянов) хорохорится. Илья Матвеич (Андреев) крепким словом отстаивает рабочую доблесть. Алешка (Баталов), заводской стахановец, суетится, готовится въехать в отдельную комнату. Он собирается жениться на Кате Травниковой (Добронравова) и еще не знает, что она вот-вот влюбится в завклубом в белых туфлях. И что завтра приедет брат Антон (Медведев) с планами перестройки завода, и вся жизнь переменится, и из клепальщиков ему придется переквалифицироваться в сварщики.
Это редкой красоты произведение, увенчанное Кларой Лучко в красном платье и корабельными кранами, относится к тому удивительному времени (1954), когда Сталин уже умер, но в это еще никто не поверил. Поэтому еще стоят аккуратной змейкой под кранами рабочие на концерте Рахманинова, еще позируют в парадных позах народные артисты, еще заливается вечерней песней весь третий сварочный. Но уже за всем этим сквозит подозрение, что есть вещи поважнее, чем план и долг. Например, отношения. Режиссера Иосифа Хейфица («Дама с собачкой»), прирожденного мелодраматиста, только отношения и волнуют. Он, где может, подливает в кадр кроваво-красного и заостряет эмоциональные углы. С ними в культуру монументальных конструкций прокрадывается частная жизнь. Скоро этого ничего не будет, начнется «Весна на Заречной улице». А пока — то в жар, то в холод. Озноб, лихорадка. Умирает большой стиль.
Офигенные ролевые модели в лучших традициях советского кино. Патриархальная большая семья потомственных кораблестроителей - это когда три поколения спорят, ссорятся, мирятся, на закате поют песни под гитару, ставят самовар и иногда таскают друг друга за ухо. Даже научные работники тут со степенями и дипломами - не ботаны, а настоящие мужики. Ей богу, очень приятно смотреть на наших дедов!