Летом 1942-го сын берлинского рабочего Фридрих (Римельт) получает приглашение учиться в «Наполе» — спецшколе, кующей в из сыновей разных сословий элиту завтрашнего дня. Режиссер Ганзель (чей дед служил когда-то инструктором в настоящей «Наполе») и красотка сценаристка Магги Перен несколько лет назад прославившиеся на диво человечной и светлой тин-комедией «Девочки сверху», на сей раз произвели на свет фашистскую редакцию «Гарри Поттера» — та же школа в замке, тот же побег от тоскливой повседневности в мир грез и опасностей, только вместо волшебников — эсэсовцы.
Драма |
Деннис Ганзель |
4 июля 2004 |
1 час 57 минут |
Летом 1942-го на ринге районного берлинского спортклуба 17-летний Фридрих (Римельт) отправляет в нокдаун здоровенного профессионального боксера. Тот, конечно, потом поднимается и разбивает парню нос, но Фридриха замечают: после боя в раздевалку к нему приходит человек в форме и уговаривает ехать учиться в спецшколу с красивым названием «Напола». Герой автостопом спешит в рыцарский замок Зонтхофен, где пролетарские дети и дети партийных шишек плечом к плечу штудируют «Нибелунгов», бегают кроссы, а по первому снегу охотятся с боевым оружием на русских пленных.
История про то, как волшебный мир национал-социализма кружит голову мальчишке с рабочей окраины, напоминает все романы воспитания сразу, но более всего похож на фашистскую редакцию «Гарри Поттера» — та же школа в замке, тот же побег от тоскливой повседневности в мир грез и опасностей, только вместо волшебников — эсэсовцы. Магистральная интонация первых полутора часов фильма — восторг, буйная, совершенно физиологическая радость от слияния с чем-то большим и сильным — подобрана и воспроизведена так точно, что без финальных двадцати минут, в течение которых с юным Фридрихом случается нравственное прозрение, можно было и обойтись; не случалось же финальных прозрений с героями, допустим, «Звездного десанта».
Сделавшие «Академию» режиссер Ганзель (чей дед служил когда-то инструктором в настоящей «Наполе») и красотка сценаристка Магги Перен несколько лет назад прославились тин-комедией «Девочки сверху» — на диво человечной и светлой картиной про эротические будни немецких школьниц. Конечно же, фильм про то, как девочки кончают, катаясь на велосипеде, и фильм про то, как мальчиков учат любить фатерланд, принадлежат к совершенно разным уголкам кинематографической, с позволения сказать, вселенной — но их роднит какая-то неизбывная, спокойная вменяемость авторской позиции. Бывают на свете такие кинематографисты, у которых, может, и нет грандиозного художественного дара, но зато все хорошо с головой. Откуда такие берутся в наше истеричное релятивистское время — непонятно: не дедушку же Ганзеля с его педагогическим опытом за это благодарить, в самом деле.
Точен - т.к. детали и герои выверены, реалистичны (эпизод а-ля титаник не в счет - фальшивит).
Красиво - пугающе прекрасные замки, немецкая зима, жёсткие уроки физкультуры, мундиры, машины. Картинка безупречна.
Про честность в вопросах человеческой души... Немцы сняли не менее честный фильм и ранее - Эксперимент (первый и второй). Но этот фильм поразил исторической точностью.
Много фильмов, и книг, и учебников истории, про события, преступления, действие или бездействие людей тех времен. Но в этом фильме показано главное - не преступления, последствия, а их нежное зарождение. А иногда и взращивание....
Смотреть селигёрским и поцреотам - вдруг поможет? Остальным - как профилактика от селигёрщины...
P.S. Немцы - то ли оправдываются перед миром, что мы все на самом деле таковы - стоит подвернуться случаю и наши внутренние бесы возьмут верх... То ли предостерегают - не всматривайтесь в бездну, она проглотит вас...
В старинном замке готовят фашистскую элиту, настоящих арийцев и будущих работников отрядов СС. Главный герой, талантливый боксер от бога, становится перед выборов влиться в ряды национал-социалистической партии, выжав из себя остатки человечности ради фюрера или бороться с системой.
Герой, потеряв друга, выбирает отказ от звериной идеологии и перестает драться на ринге ради потехи офицеров СС и руководства школы, за что неминуемо следует расплата.
Рекомендую посмотреть фильм, он безусловно заслуживает внимания