Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Москве
Группа barkal x wiiu wiiu. Медиапаразит

Sistema Gallery, закончилась 7 апреля 2024
О выставке
SISTEMA GALLERY представляет экспериментальный проект «Медиапаразит» группы barkal x wiiu wiiu, где будут представлены интерактивные видеоскульптуры, инсталляции, объекты, напечатанные на 3D-принтере, цифровые работы и видео-арт. Проект «Медиапаразит» связан с переживаниями на тему влияния информационного поля на сознание человека, как оно трансформирует нас, кодируя ход мыслей и направляя наши действия. Наиболее известным исследователем, работавшим с этой теорией, является Маршалл Маклюэн, в 1964 году он выпустил книгу «Понимание медиа: внешние расширения человека». Маклюэн рассматривал средства коммуникации не просто как способ передачи информации (в его время это были телевидение и радио), а как технические системы, являющиеся внешним «продолжением» нервной системы человека, определяющие его поведение, выбор, мышление. Книга обрела новую популярность с распространением компьютеров и интернета в 1990-х годах, ее базовые тезисы не теряют актуальности до сих пор, только форма и глубина воздействия медиа на сознание усиливаются. Находясь в полном слиянии с цифровыми технологиями и медиа, современный человек постепенно начинает испытывать тревогу, ощущать, как они парализуют его личность, блокируют его собственную волю, подлинные мысли, желания — перегружая информацией, воздействуя алгоритмами подбора данных и нейросетей, подменяя реальные образы искаженными (преображенными) на экране. Художники развивают идею, что таким образом формируется новая форма жизни, порожденная симбиотическим и паразитическим сосуществованием цифрового мира и человека. На данном этапе — на психологическом уровне: человека в этом слиянии привлекают комфорт и забвение. Пока психика человека находится в оцепенении, цифровой мир, развиваясь и расширяясь, обретает больше самостоятельности в процессах своей работы, например, искусственный интеллект может программировать сам себя, создавая непредсказуемые алгоритмы. В проекте «Медиапаразит» художники barkal x wiiu wiiu стремятся создать ощущение субъектности, постепенного доминирования технологий в этом симбиозе с человеком. Представленные на выставке интерактивные видеоскульптуры вступают в контакт с человеком, наблюдая видеокамерами, ощущая сенсорами и давая реакцию через экран, но не привычное отражение, а реакцию исходя из «природы» своих алгоритмов. Разветвляющиеся провода похожи на пульсирующие вены живого существа, которое, разрастаясь, пускает «корни» в землю, становится организмом. Пространство выставки дополняют сгенерированные изображения «медиапаразитов» и скульптуры, напечатанные 3D-принтером. Экспозиция напоминает храм, где расставлены алтари нового культа, это логово «роя» — главенство новой формы жизни, где человек не более чем объект, потерявший позиции своего антропоцентристского главенства, ему оставлено место на кровати в углу. Таким образом, проект также связан с более широкой темой постчеловеческого будущего, в котором могут иметь место неизвестные до сих пор преобразования материи. Метод работы группы barkal x wiiu wiiu, когда неодушевленные «странные объекты» в экспозиции представлены таким образом, будто наделяются субъектностью, имеют свою «внутреннюю жизнь», лежащую вне нашего восприятия, — это метод так называемого объектноориентированного искусства, активное развитие которого началось в Европе и США в середине 2010-х годов и ныне распространилось по всему миру. Стимулом возникновения этого направления и его теоретической основой стало появившееся в 2000-х годах новое направление философии — спекулятивный реализм — и связанная с ним объектноориентированная онтология, размышляющие главным образом о самостоятельности внечеловеческого мира (микробы, вирусы, деревья, камни, космические объекты, любые вещи и др., здесь можно продолжить ряд — цифровые алгоритмы): существование «вещей» не ограничивается нашим восприятием, у них есть свое бытие («реальность»). Как пишет один из главных философов этого направления Грэм Харман: «Мир — это не мир, явленный людям; думать о реальности, превосходящей наше мышление, — это не нонсенс, а необходимость». Попытка размышления на эту тему приводит художников объектно-ориентированного искусства к обращению к научной фантастике, размышлению над внечеловеческими и внеземными формами жизни (ксенобиология), а экспозиции выставок часто напоминают декорации из фантастических фильмов. Художники этого направления в целом, как и barkal x wiiu wiiu, часто используют форму щупалец, которые ассоциируются с чем-то «иным». Это связано не только с влиянием массовой культуры. Форма осьминога была использована Говардом Лавкрафтом при создании инопланетного древнего существа в рассказе «Зов Ктулху» (1926), где писатель демонстрирует мастерство передачи «ужаса того, что непостижимо»; этот рассказ стал «образцовым» в аналитических статьях философов спекулятивного реализма.
Видео, Скульптура, Новые медиа, Объект, Интерактивная

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все