Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Санкт-Петербурге
Египетские мотивы в истории Санкт-Петербурга

Музей истории Санкт-Петербурга, до 28 мая
О выставке
Выставка на основе подлинных предметов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, петербургских музейных и частных коллекций рассказывает, как одна из древнейших цивилизаций мира повлияла на архитектурный облик, культуру, искусство и науку северной столицы, оставила свой след в литературе, театральных постановках, в музейных и частных собраниях города. Европейская культура XVIII—XIX веков обратилась к наследию исчезнувшей нильской цивилизации сначала опосредованно через знакомство с памятниками античного мира, а затем напрямую после наполеоновского похода в Египет (1798–1801). Древний Египет обогатил мировое искусство и культуру такими художественными образами, как пирамиды и обелиски, сфинксы, саркофаги, иероглифы и т.д. Открывают выставку издания XVIII—XIX веков, посвященными культуре и истории Древнего Египта, из которых многие поколения архитекторов, художников, композиторов и поэтов европейских стран, включая Россию, черпали вдохновение в работе, переосмысляя неведомые им прежде художественные мотивы. Это фундаментальный труд французского филолога и историка, монаха ордена бенедиктинцев Бернара де Монфокона «Древность, изъяснённая и представленная в рисунках» (1722–1724), «Путешествие в Верхний и Нижний Египет» (1802–1828) французского гравёра барона Доминика Виван-Денона, руководителя художественной части наполеоновской экспедиции, первого директора Лувра, «Атлас путешествий, исследований и открытий по Египту и Нубии» (1821) Д. Б. Бельцони, несколько работ знаменитого итальянского архитектора и художника Д. Б. Пиранези, а также иллюстрации из труда русского путешественника и государственного деятеля А. С. Норова «Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг.» (1840). Примечательно, что путешествие А. С. Норова способствовало развитию в России интереса к Египту как объекту туристических путешествий. Наследник российского престола цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, свое знаменитое восточное путешествие 1890–1891 годов начал именно с Египта, где провел две недели. Первый том отчета об этом путешествии с иллюстрациями также экспонируется на выставке. Визуальные образы египетской цивилизации, запечатленные в гравюрах и литографиях, а также хлынувший в Европу поток предметов археологических раскопок повлияли и послужили образцами для формирования в искусстве XVIII–XX веков «египетского стиля». На выставке представлены живописные и графические произведения, листы архитектурной графики, фотографии, запечатлевшие известные петербургские памятники «египетского стиля». Среди них Египетский вестибюль в Павловском дворце (Ч. Камерон, В. Бренна, А. Н. Воронихин, 1780-е —1803), Кагульский обелиск в Царском Селе (А. Ринальди, 1771–1772), Румянцевский обелиск (В. Бренна, 1798), цепной Египетский мост (В. Треттер, В. Христианович, П. П. Соколов, 1826), Египетские ворота на въезде в Царское Село (А. Менелас, скульптор В. Демут-Малиновский, художники И. Иванов и В. Дадонов, 1832), «египетский» дом на ул. Захарьевской, 23 (М. А. Сонгайло, 1911–1913) и многие другие. Отдельный комплекс изобразительных материалов посвящен самому известному египетскому памятнику Петербурга — подлинным древнеегипетским сфинксам, с 1834 года украшающим пристань напротив здания Академии художеств. Дополняют экспозицию изысканные образцы мебели, вазы, подсвечники и другие предметы декоративно-прикладного искусства с египетской символикой, которые позволят представить насколько глубоко интерес к культуре Древнего Египта проник повседневную жизнь Петербурга XVIII – начала ХХ века. Особое внимание на выставке уделяется формированию музейных и частных «египетских» коллекций. Мультимедийная программа, созданная на основе открыток из фондов ГМИ СПб, демонстрирует артефакты из крупнейшего петербургского собрания египетских древностей — коллекции Эрмитажа, формирование которой началось с середины XIX века. Древнеегипетское искусство привлекало своей таинственностью и своеобразием людей разных творческих профессий. Например, египетские мотивы нашли отражение в поэмах и стихотворениях петербургских поэтов К. Д. Бальмонта, Н. С. Гумилева, В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой и А. А. Блока. На выставке можно увидеть книги с публикациями этих произведений. С египетской тематикой связан целый ряд петербургских театральных постановок XIX–XXI веков. В мультимедийном формате на выставке можно увидеть афиши, программы, фотографии, эскизы костюмов этих спектаклей. Среди них знаковой по праву является опера Дж. Верди «Аида». В Петербурге она была впервые поставлена итальянской труппой в ноябре 1875 года. Спустя два года «Аида» исполнялась в Мариинском театре на русском языке. Также выставка рассказывает о постановках оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», балете Ц. Пуни «Дочь фараона», балете А. С. Аренского «Египетские ночи». В экспозиции представлены работы современных петербургских художников и скульпторов, вдохновленных искусством Древнего Египта. Среди них произведения А. Н. Данова «Васильевский остров» из серии «Невские берега», работы В. Д. Румянцева «Прогулка со сфинксом», «Рыбацкие страсти», «Ангел с Петропавловки». Отдельная витрина посвящена бронзовым сфинксам М. М. Шемякина: созданные в сотрудничестве с архитекторами В. Б. Бухаевым и А. Н. Васильевым, они стали центральным элементом «Памятника жертвам политических репрессий» на Воскресенской набережной. Здесь демонстрируются подлинный проект памятника, а также фотографии и пригласительный с открытия монумента из архива авторов. Современные примеры авторской интерпретации египетской темы представлены керамической скульптурной композицией «Пирамиды» В. А. Цивина и моделью аллегорической скульптуры «Скрипка-Сфинкс», выполненной коллективом «Студия Креативной Вещи» и посвященной композитору А. П. Петрову. «Скрипка-Сфинкс» является частью скульптурной экспозиции «Первая скрипка», открытой в 2008 году в Саду Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте, и остается пока последним по времени сфинксом нашего города.
Фотография, Живопись, Графика, Скульптура, Классическое искусство

Как вам выставка?

Отзывы

10
Александр Воеводский
49 отзывов, 97 оценок, рейтинг 11
15 сентября 2023

Выставка занимает три небольших зала, но очень насыщена экспонатами. Мне понравились листы из европейских альбомов по Египту, интересно показана история Египетского моста и сфинксов у Академии Художеств, интересны проекты советских архитекторов с обелисками, и совершенно потрясающие театральные фотографии.

0
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все