Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
29 июля 2022

Индийское кино в топе: 5 новых и удивительных фильмов из страны, где пляшут и поют

Евгений Ткачёв
В онлайн-кинотеатрах вышел впечатляющий блокбастер «RRR» С.С.Раджамули, который расширяет представления о современном индийском кинематографе. По такому случаю «Афиша» вспомнила еще несколько свежих индийских фильмов, которые мы настоятельно рекомендуем взять на заметку.

Состоящий из двух частей большой толливудский хит режиссера С.С.Раджамули (Толливудом называют кинематограф юга Индии, где снимают на языке телугу, в то время как в Болливуде снимают на хинди — впрочем, «Бахубали» пошел дальше и на манер «Властелина Колец» даже придумал свой язык: киликийский). Дилогия собрала серьезные деньги не только у себя на родине, но и в мире: суммарно кассовые сборы «Бахубали: Начало» и «Бахубали: Рождение легенды» превысили 350 млн долларов. Вторую часть даже показали на открытии 39-го Московского международного кинофестиваля — и, пожалуй, именно с нее лучше начать знакомство с этой невероятной по всем статьям картиной. Несмотря на то, что формально это сиквел, на самом деле это приквел: большую часть «Рождения легенды» занимает рассказ про отца принца Шивуду — Амарендру Бахубали (не запутайтесь, их играет один и тот же актер!).

Итак, принц Шивуду, он же Махендра Бахубали (Прабхас), узнает тайну своего происхождения. Оказывается, после победы над дикими племенами рейтинг популярности его отца, Амарендры Бахубали (тоже Прабхас), среди населения вырос до таких небывалых высот, что королева Шивагами (Рамья Кришнан) решила сделать его своим преемником. Но это, конечно же, не понравилось наследному принцу Бхаллаладеве (Рана Даггубати), который вместе со своим дядей Бидджаладевой (Нассар) начал плести против Баху паучьи интриги. В итоге старший Баху был жестоко предан, но вместе с тем он успел найти свою любовь в лице принцессы Девасены (Анушка Шетти) и разобраться с ордами врагов. К слову, экшена в картине настолько много, что, наверное, со времен снайдеровских «300 спартанцев» мировой кинематограф не видел такого тестостеронового зрелища.

Иначе говоря, это не столько даже исторический эпос, сколько самое настоящее восточное фэнтези, в котором танцы живота, слоны и флешбэк продолжительностью в час — еще не самое удивительное зрелище. Скажем, в «Рождении легенды», помимо виртуозно поставленных боев, есть эпизод, в котором воинов десантируют в осажденную крепость с помощью (!) пальм. Но «Бахубали» не исчерпывается одной только зрелищностью. Как пишут сами индийцы: «...несмотря на то, что «Бахубали» выглядит как полностью индийский фильм, с его корнями глубоко произрастающими из мифологии, все же он достаточно прогрессивный, чтобы воздерживаться от векового клише показывать добро более сильным, чем зло».

Тумбад
2018, Фэнтези

Тепло встреченный на Западе индийский хоррор, который обходится без танцев, но не без песен. Фильм поделен на несколько главок и похож то на «Птичий короб», то на «Апостола», а то и вовсе на «Вия» (особенно в финальной своей части). По сюжету главный герой (сначала один, а потом с сыном) спускается в подземелье замка почившего лорда, а на деле — в чрево Богини-матери, чтобы опустошить кошелек ее инфернального первенца — проклятого бога Хастада. Действие в фильме символично происходит на фоне обретения Индии независимости (начало XX века), при этом сама картина — не только лихой хоррор-аттракцион, но и семейная драма, в которой содержится остросоциальный комментарий, посвященный гендерному распределению ролей в консервативном индуистском обществе, дихотомии мужского и женского, деконструкции мизогинитского дискурса, а также токсичным отношениям внутри патриархальной семьи.

Конец XIX века, всевластию Ост-Индской компании мешают пираты (в том числе из Индии) под руководством бравого и свободолюбивого Азаада (легенда Болливуда Амитабх Баччан). Чтобы сломить дух бунтарей, Британская империя нанимает жулика Фиранди (Аамир Кхан) — как бы Джека Воробья, но в котелке и на осле, который должен внедриться в морскую банду и убить ее лидера. Еще один, как и «Бахубали», индийский эпос — от сценариста трилогии «Байкеры» Виджая Кришны Ачарьи, который пытается превзойти трилогию Гора Вербински в плане зрелищности. Ведь здесь из пушки стреляют человеком! Здесь пираты берут на абордаж корабль в очень меееедлеееннном сллоооууу-мо! Здесь Амитабх Баччан танцует так, будто Майкл Джексон вернулся! И здесь же Аамир Кхан так галантно ухаживает за отважной пираткой, что «Банды Индостана» превращаются в «Пиратов томной воды» (а по меркам индийского кино это почти что порно)! Словом, только в Болливуде умеют так: взять какой-нибудь стопроцентный хит типа «Пиратов Карибского моря» и переснять его с блек-джеком и шлюпками, чтобы на экране был виден каждый отработанный рубль, точнее, рупий.

Камешки
2021, Драма

«Камешки» — кино с самого южного индийского штата Тамилнад, которое меньше всего похоже на наши представления об индийском кинематографе. Здесь нет песен и танцев (вообще), а есть суровая семейная драма, сделанная в лучших нео-неореалистических традициях. В чем-то фильм даже похож на картины Андрея Звягинцева — в частности, на его «Нелюбовь». Сильно пьющий мужчина из тамильской деревушки (Каруттадайян) жестоко избивает свою жену и выгоняет ее из дома, а затем отправляется на ее поиски. За ним увязывается его малолетний сын (Челлапанди), который за щеку кладет камешки, потому что им предстоит непростое путешествие сквозь выжженную пустыню — как в «Джерри» Гаса Ван Сэнта, но без экзистенциального бэд-трипа последнего.

По словам режиссера фильма П.С.Винотраджа — бывшего работника видеопроката и выходца из постмодернистского театра, — камешки в этой истории нужны по двум причинам. Во-первых, из практических соображений: когда идешь через пустыню, лучше положить их за щеку, тогда начнет вырабатываться слюна, и ты не умрешь от обезвоживания. Во-вторых, это метафора круговорота вещей в природе: в финале мы видим, что у мальчика скопилась уже коллекция этих камешек, а значит, такая ситуация в их семье повторяется снова и снова — и, скорее всего, это, увы, не последний раз. Также в фильме есть заигрывания с индийской мифологией (отца мальчика неслучайно зовут Ганапати или Ганеша), однако необязательно разбираться в индуизме, чтобы проникнуться этой простой, но по-человечески щемящей историей: абьюз, он и в Индии абьюз.

Режиссер «Бахубали» С.С.Раджамули решил не останавливаться на достигнутом и в «RRR» превзошел сам себя, сняв грандиозный эпик про Индию времен правления короля Георга V. В фильме речь идет о двух друзьях — солдате британской империи Раджу (Рам Чаран) и повстанце Ахтара-Бхима (Н.Т.Рама Рао-мл.), который хочет вернуть домой маленькую сестренку, украденную губернатором Скоттом (Рей Стивенсон) и его женой (Элисон Дуди). Скотты назначают за голову Бхима серьезную награду, но поскольку никто не знает, как он выглядит, Раджу долго не догадывается, что его близкий друг и есть тот человек, которого он упорно ищет.

Стоит только позавидовать индийцам, уровень кинематографа которых неуклонно растет: в плане продакшена и спецэффектов «RRR» не уступает многим голливудским блокбастерам, хотя стоил всего 47 млн долларов. Есть ощущение, что если бы не национальная специфика, связанная с большим количеством вокально-хореографических номеров, то это кино порвало бы мировой бокс-офис. Впрочем, «RRR» и так неплохо выступает на зарубежной арене, а Раджамули не изменяет себе как в плане хронометража (картина, подобно «Бахубали», идет три часа с 15-минутным антрактом, а название фильма появляется только через 40 минут), так и в плане эффектных, невероятно зрелищных сцен. Иногда даже кажется, что смотришь марвеловеский или дисишный блокбастер, в котором вместо суперегероев фигурируют могучие индийцы, по мере развития повествования превращающиеся в мифологических персонажей. К слову, повествование в «RRR» держится на дихотомии Раджу и Бхима: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». А точнее — огонь и вода. Вместе им предстоит противостоять британским захватчикам и сделать Индию свободной. Кстати, несмотря на то, что Индия обрела независимость 75 лет назад, она все еще продолжает рефлексировать по поводу британского колониализма. И в этом смысле «RRR» — кино не только деколониальное и деимпериалистическое, но и жутко своевременное: как показывает практика, с колониальным и империалистическим мышлением стоит бороться даже тогда, когда никакой империи уже не осталось и в помине.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все