«Паразитам» Пона Чжун Хо удалось то, что в прошлом году не удалось «Роме» Альфонсо Куарона: стать первым неанглоязычным фильмом, победившим на «Оскаре (да, до них главную статуэтку брал французский «Артист», но он был снят на английском языке, если так можно выразиться про немое и черно-белое кино). Также сенсационный успех «Паразитов» подогревает то, что они, как принято говорить в спорте, оформили «покер». В копилке картины не только награда за «Лучший фильм», но и за «Лучший международный фильм» (обновленная номинация, ранее называвшаяся «Лучший фильм на иностранном языке»), «Лучшую режиссерскую работу» и «Лучший сценарий». То есть все ключевые статуэтки.
Резонный вопрос: как экзотичное кино из Южной Кореи сумело стать триумфатором «Оскара»? На самом деле, месседж картины вполне универсальный и не несет какого-то сложного локального оттенка. Это социальная сатира про классовую борьбу, у которой (структурно и идейно) много общего и с «Джокером» Тодда Филлипса, и с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино. Например, как и в «Джокере», в «Паразитах» преобладает «вертикальная драматургия» (герои то поднимаются, то спускаются по лестницам — метафоре классного неравенства). Как и «Однажды... в Голливуде», «Паразиты» откладывают кровавую развязку вплоть до финала, что дает повод записать их в слоубернеры (впрочем, при всей пресловутой корейской жестокости в финале, это, конечно, не самая радикальная работа Пона Чжун Хо — и, наверное, даже не лучший его фильм — мне, например, милее «Воспоминания об убийстве» и «Сквозь снег»). Тем не менее эта важная веха не только в истории корейского, но и всего мирового кино. Победа «Паразитов» на «Оскаре» сигнализирует только об одном: теперь фильм из любой точки земного шара может претендовать на главную награду (нужно лишь побывать в американском прокате в определенный период).
Что же, это очень своевременный шаг: киноакадемия сделала ставку на мультикультуризм — и это разумно (крутое кино давно снимают за пределами Голливуда: на это уже больше нельзя закрывать глаза и ограничиваться лишь номинацией «Лучший международный фильм»). Так что, возможно, будущее Голливуда за Южной Кореей и другими быстро развивающимися национальным кинематографиями. Хорошо бы только, чтобы грядущий мини-сериал по мотивам «Паразитов» на HBO ничего не испортил, а то Пон ко всем этим наградам явно оказался не готов и пообещал напиться.