Родители часто хотят, чтобы их дети посмотрели такие же спектакли, которые они видели сами в их возрасте. И хотя эстетика меняется, легендарный спектакль Сергея Образцова и сегодня способен удивить огромной куклой джинна и благородными жестами персонажей, сыгранных тростевыми куклами на ширме.
Восточные мотивы здесь растворены везде — как в тексте, так и в оформлении и в музыке, которая исполняется на аутентичных арабских инструментах в сопровождении вокала и мелодекламации. Тереза Дурова и ее команда по-своему взглянули на известный сюжет. Как водится, пластичный джинн здесь обладает чувством юмора и сверхспособностями, но весь план по спасению заглавного героя придумывает и приводит в исполнение любящая мать Аладдина, предприимчивая торговка и настоящая женщина.
Режиссер и художник Амир Ерманов с помощью написанной специально для спектакля пьесы Гули Насыровой возвращается к первоисточнику — арабским сказкам «1001 ночь». Здесь не будет знакомых по «Диснею» попугая, обезьяны и синего джинна, зато будет настоящий песок — важное обозначение горячего места действия, а главным героем станет Джафар, которого Евгений Ильин играет человеком с нечеловеческими страстями.
Шахерезада знала более 1000 историй, и вот одна из них, не самая известная в России, — о благородном морском волке Синдбаде, который проездом совершает очередной добрый поступок: помогает своему другу, бедному садовнику Али, получить в жены царевну Зейнаб. Сказка превращается на сцене в комедию с колоритными персонажами, которые могут встретиться друг с другом только на корабле, отплывающем из восточной страны.
В давние времена кукольники бродили по миру и рассказывали свои истории. Сподручно это было делать на осле. В спектакле режиссера Бориса Константинова и художника Виктора Платонова это верное и трудолюбивое животное станет сценой для моноспектакля о сокровищах — не только материальных.
Режиссер Тимур Бекмамбетов, дебютирующий этой работой в театре, умеет создавать по-настоящему семейное искусство. В спектакле, в отличие от кино, нет шумных эффектов, но есть марионетки, которые говорят голосами Константина Хабенского, Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. К ним прислушиваешься, потому что диалоги о свободе важны не только для сюжета, но и для понимания смысла истории. За кукол отвечает Анна Викторова из питерского «Кукольного формата», и, сочиненные ей, они точны в жестах и проворны в передвижениях.
Восточная сказка, как водится, полна дворцовых интриг и переселений душ не после смерти, а еще при жизни. В версии писателя европейской культуры Гауфа история приросла мистикой и подрастеряла восточный колорит, но в версии театра «Эрмитаж» он вернулся — ожидаемо веселый, музыкальный и красочный.