Олег Глушков, чуть не ставший худруком «Практики» в транзитный период весной 2018-го, — молодая звезда российского танцтеатра. В «Гипносе», который начинается с молчаливого 10-минутного ультрамедленного сползания перформеров со стульев, он открывает галерею хореографическо-художнических образов, меняющих медитативную интонацию на истерический юмор в духе «Летающего цирка Монти Пайтона». Никакого нарратива или сценографии, сцена, чистая телесная перформативность и отличная работа с музыкой и звуком — за полтора часа Глушков делает большой прыжок в сторону всего того в театре на стыке драматического и танцевального, что российскими режиссерами упущено.
Проект коллектива «Театр взаимных действий», в котором — сюрприз — вообще-то нет ни одного режиссера, а есть целых три художника и один продюсер. Команде удалось соорудить иммерсивную мокьюментари-экскурсию по пространству Боярских палат. Экскурсия проходит по местам вымышленной встречи инопланетной цивилизации с земной, произошедшей, по задумке, в 1989-м в маленькой деревне в Томской области. Объединение Ксении Перетрухиной, Леши Лобанова, Шифры Каждан и Александры Мун при участии драматурга Наташи Боренко результировалось в спектакль, который инновативен не только своей формой, но в первую очередь способом организации работы креативной команды. Для обобщенной Европы, перед которой нам не должно быть стыдно за этот список, уже давно обычным делом является горизонтальная структура такого рода сотворчества, когда спектакль придумывается целиком несколькими равноценными единицами.
Обогнав новый реализм Остермайера и Персеваля, строгий формализм и политическую документальность, режиссер Андрей Стадников в кооперации с композитором (а в случае с этим спектаклем, скорее, музыкальным хореографом) Дмитрием Власиком соорудил почти пятичасовой интеллектуальный триллер о природе власти. Документальные и художественные тексты начала прошлого века почти постмодерново скроены со своими аналогами из реалий современной России. Зрители сидят на пирамиде, увенчанной огромной русой косой, а в конце спектакля перформеры сами хлопают вплоть до последнего зрителя. На одном из показов аплодисменты продлились целый час — режиссер Клим с товарищем никак не хотели уходить.