Часть большой юбилейной программы Театра Наций рассчитана на детей от 6 лет. Целевую аудиторию спросили, что они знают о писателе, тексты которого многие считают мрачными и экзальтированными. Елена Горина и Александр Горелов поделятся детским взглядом на дяденьку со смешной фамилией.
Скупой и строгий спектакль режиссера и художника Виктора Никоненко, в который надо вглядываться и к которому надо прислушиваться. Отстраненный и даже во многом монотонно звучащий текст Достоевского позволяет выйти на первый план кукле. Не той — красивой, за окном, подарочной, из одноименного текста, — а кукле мальчика с землистым цветом лица и широко раскрытыми глазами, который так и не переживет ту зиму.
Подробное прочтение «Преступления и наказания», в названии которого оказались обманчиво рычащие инициалы главного героя. Режиссер Юрий Еремин ставит чуть больше, чем сценическую иллюстрацию хрестоматийного произведения, но его трактовка не испугает переносом действия в современность или радикальным решением известных персонажей.
Он ездит в метро, ходит по подземным переходам с дешевыми киосками и поющими попрошайками, а на стене в крошечной комнате у него висит Ленин-гриб. Его зовут Родион, и режиссер Андрей Кончаловский в своем спектакле предполагает, как искания Раскольникова выглядели бы в недавнем российском прошлом. Эдуард Артемьев получил за эту работу премию «Золотая маска» как лучший композитор.
Современное прочтение романа, в котором зрители буквально следуют за актерами по сводчатым комнатам кирпичных Боярских палат. Молодые исполнители играют Достоевского так, как будто его текст был написан вчера молодым современником, как будто внутри каждого персонажа может вот-вот разжаться пружина внутреннего напряжения.
Главный герой спектакля — Писатель без всякого портретного сходства с Ф.М. Он вспоминает детство и сочиняет истории, которые оживут с помощью теней. Тени — подходящий прием для спектакля, где действие происходит в основном за санкт-петербургскими окнами, а мотивы небольших рассказов «Мальчик у Христа на елке» и «Свадьба» сливаются воедино.