Группа Mayhem — это икона норвежского блэка, который за последние несколько десятилетий выбрался из тотального андеграунда и стал общемировой культурной валютой. Тру-металисты до сих спорят о каноничности актуальных саунда и состава Mayhem, но одного у них точно не отнимешь: живьем они нарезают хтонический метал с таким упрямым задором, будто бы начали играть вместе от силы лет пять назад. На ближайших концертах музыканты исполнят песни с нового альбома «Daemon» — элегантного back to the roots с уместными вкраплениями электронной меланхолии.
Хансу Циммеру всего за шестьдесят, а такое ощущение, что он пишет музыку для голливудских хитов уже сто лет. Лауреат «Оскара», четырех «Грэмми», двух «Золотых глобусов» и множества других наград отправляется в масштабный концертный тур «Симфоническое таинство — Мир Ханса Циммера», где среди прочего впервые запланированы сразу две остановки в России. Важно знать, что мэтр не выступает в самом шоу, зато приглас ил несколько известных солистов и музыкальных соратников, таких как Лиза Джеррард, Педро Юсташ и дирижера Гэвина Гринуэя. В программе — произведения композитора, специально адаптированные для живого симфонического оркестра.
Пятнадцать лет назад все обстояло так: юный Оливер Сайкс истошно орал в микрофон и прыгал в толпу, гитары рычали, барабаны колошматили, зал ходил ходуном, в зале было человек сто. С тех пор Bring Me The Horizon поумерили пыл и заиграли куда более понятную и менее требовательную к слушателю рок-музыку. В чем, собственно, и преуспели — с последним альбомом «Amo» группа впервые запрыгнула на верхнюю строчку британского хит-парада, а в текущем туре выступает только на стадионах.
Долгоиграющий британский коллектив Tindersticks уже много-много лет исполняет неспешный и элегантный нуар-соул — с темной атмосферой уютных прокуренных баров, внутренней сдержанностью и нежностью, вкрадчивыми аранжировками и изящной работой смычковых. Разумеется, такая музыка оказалась востребована в кино — треки коллектива звучат в сериале «Клан Сопрано», артхаусных фильмах Клер Дени и многих других картинах. Кажется, что у Tindersticks просто нет неудачных альбомов, — мало кто умеет создавать воздушные баллады с таким же мастерством и вариативностью.
Обычно концерты Ho99o9 выглядят так: на сцену врываются два человека и начинают истошно орать в микрофон под стрекот хэтов и засемплированный индастриал. Как это звучит? Представьте себе Death Grips, в которых еще больше злости и ярости. Ho99o9 сплавляют в своем зубоскальном рэпе хардкор, панк, опорно-двигательную электронику — еще одно подтверждение того, что хип-хоп может переосмыслить и вобрать в себя практически что угодно.
ScHoolboy Q известен как участник группы Black Hippy, в которую также входит Кендрик Ламар. С 2008 года рэпер успел побыть членом реальной банды, получить срок за торговлю наркотиками, а также выпустить пять альбомов, по крайней мере два из которых (Oxymoron и Blank Face) стали образцовыми релизами для современного калифорнийского рэпа. Сам исполнитель говорит, что он всегда меняется, а долгая работа над альбомами связана с тем, что на лейбле TDE не принято штамповать одинаковые работы. Даже живьtм знакомые треки звучит иначе — рэпер переосмысляет их с вершины своего опыта, всякий раз добавляя новых нюансов в исполнение. Последний альбом ScHoolboy Q, получивший название «CrasH Talk», вышел в апреле 2019-го — в его записи поучаствовали такие рэперы, как Трэвис Скотт, 21 Savage и Kid Cudi. В рамках презентации этого релиза артист уже несколько месяцев колесит по миру — так и доберется до Москвы. Компанию ему составит еще один резидент лейбла TDE и участник Black Hippy — Jay Rock.
Limp Bizkit числятся среди главных хитмейкеров нулевых — тогда их микс из рэпа и ню-металического грува пришелся очень к месту: молодежь бесилась на танцполах под Rollin' и My Generation, грустила под неувядающую балладу Behind Blue Eyes (на самом деле — кавер-версию песни The Who). На данный момент котировки Limp Bizkit и их агрессивного речитатива не очень-то высоки, но это не мешает музыкантам продолжать собирать стадионы: совсем скоро фронтмен Фред Дерст продемонстрирует российским фанатам свой неизменный пацанский флекс, а гитарист Уэс Борланд — эффектный макияж и жесткое электрическое звучание.
Феномен большой популярности американского клауд-рэпа в России еще только предстоит осмыслить, и Кевин Пуя — одна из системообразующих фигур этого явления. Его нет в американских чартах, его инфополе на родине находится строго в пределах социальной сети Soundcloud, что не мешает ему регулярно давать концерты у нас. При этом делает он характерный для жанра замедленный рэп без особого грува, но со страстью, перегруженными басами, печальными гитарными переборами и эстетикой, отсылающий к альтернативному року.
Понятно, почему лидер великой индастриал-формации Rammstein Тилль Линдеманн начал активные инвестиции в свою сольную карьеру. Все-таки его основная группа ограничена форматом жесткого авторитарного шоу с мрачными и трансгрессивными коннотациями — именно такой музыкой Rammstein уже не одно десятилетие берут города и страны. Творчество Линдеманна тоже делает ставку на пробивные удары синтезаторно-гитарного звука и нарушение всяческих табу. Но здесь одной из ключевых тем артиста становятся отношения полов — издевательские для всех сторон спекуляции вокруг гендерного баланса. Да и юмора в его новых песнях значительно больше.
Шарлотте 19 лет, она дочь создателя и сценариста «Клиники» Билла Лоуренса. Если что, этот факт не объясняет ее карьеру никак: как известно, хорошая семья вообще не гарантия творческого успеха. Прорыв Лоуренс пока измеряется небольшими площадками, миллионами (но не десятками миллионов) просмотров, но у нее есть контракт с мейджором, безошибочная хватка на цепкие поп-мелодии (и их безупречное исполнение) и, вероятно, большое будущее: в 2020 году выйдет ее дебютный альбом — все зависит от того, насколько он будет напичкан хитами.
Изначально британцы Editors занимались реинкарнацией хлесткого и мрачного постпанка, однако затем в их музыке появились элементы диско, гламурное синтезаторное звучание и стадионный масштаб в духе рок-гигантов U2. Нынешнее состояние коллектива и их новый альбом Violence — результат синтеза всех этих тенденций, немного жутковатые истории в формате инди-рока для миллионов. Значительное влияние на настроение релиза оказали известный продюсер Лео Абрамс и автор мощного разрушительного дрона Бенджамин Джон Пауэр (проекты Fuck Buttons и Blanck Mass).
В 2019-м легендарный японский шумовик Merzbow доказал российской публике, что его лайвы звучат еще громче и суровее, чем записи, а в 2020-м он вернется уже с концептуальным поводом — к 8713-му дню со дня выпуска альбома «Pulse Demon». Эту бескомпромиссную и зверскую пластинку кто-то считает вершиной громадной дискографии японца, а кто-то — самым циничным акустическим мусором, который когда-либо выпускался. Независимо от предпочтений, пережить лайв-террор Merzbow стоит всем — вполне можно выдать провокативный тезис, что это последняя по-настоящему радикальная музыка, существующая не только в записи.
Бельгийская группа Front 242 в начале восьмидесятых создала жанр Electronic Body Music (EBM): мрачную антитезу синти-попу, в которой безэмоциональный искаженный вокал утопает в грязи индастриала, электронных лязгах и авторитарных маршевых ритмах. Последние лет десять Front 242 не пишут новую музыку, зато охотно колесят по странам, где исполняют хитовые сет-листы и дают шоу, странным образом балансирующие между эстетикой кэмпа и антиутопическим парадом. На их российские концерты лучше собираться заранее: вдруг юбилейный тур к 40-летию группы обойдет нас стороной.
Pan American — детище музыканта Марка Нельсона, экспериментальная лаборатория по с овмещению минималистичных гитарных мелодий, инструментальных обрывков, электроники и полевых записей. В последние двадцать лет звучание проекта, как правило, напоминало обволакивающее марево, где аналоговые инструменты либо тонут в диффузном эмбиенте, либо гармонируют с динамичными мягкими дронами. Однако на своем новом альбоме «A Son» Нельсон вернулся к куда более личному, четкому и камерному стилю своих ранних записей: на первый план здесь выходят вкрадчивые партии акустической гитары и пение самого артиста.
Среди всех участников One Direction Луи Томлинсон казался самым цельным и подготовленным к сольной карьере. Увы, вмешались совсем не творческие обстоятельства: в 2016 году у артиста после тяжелой болезни умерла мать, а в марте этого года — сестра. Оказалось, это не тот случай, когда душевная боль легко переплавляется в музыку: Луи метко, но все же редко публиковал песни, кидался из мерной акустики в общепринятый поп и обратно — и отложил дебютный альбом аж до следующего года. По последним синглам кажется, что стиль Луи вроде бы сформировался: это гитарные баллады с незначительной звуковой ретушью в угоду моменту.
Основанный в угрюмом портовом городке, дуэт Lebanon Hanover задает эталон мрачного и холодного дарквейва. За четкий ритм драм-машинок, синтезаторов и глубокого баса отвечает англичанин Уилльям Мейбеллин, за отчужденный гитарный гул — немка Ларисса Айсгласс. Вместе они отстаивают проект романтического бегства от консюмеризма и технологического переизбытка в аутсайдерство, мир диковинных готических фантазий, попутно оттачивая безупречный стиль своих темных эстетских песен.
Творчество американской группы Algiers — будоражащий и диффузный сплав из авангардного панка с гаражным звучанием, госпел-вокалом, мощными риффами корневого блюза и отсылками к модернистской поэзии. Вся эта впечатляющая машинерия снабжена эмансипато рными текстами о революционной борьбе с корпорациями и «денежными мешками» и расовой и классовой солидарности. «Наше время придет» — кричат с каждой сцены Algiers, а пока этого не случилось, важный коллективный опыт можно испытать на танцполе — их энергичные и впечатляющие гимны из головы просто так не выкинешь.
Начнем с банального: артист скрывает лицо. Случай не то чтобы из ряда вон, но новозеландец делает это затейливее прочих, надевая на лицо эластичную маску. В таком виде (а еще в костюме под старину!) он появился в клипе «You’re So Cool», который завирусился на YouTube. Впрочем, только лишь артистом-мемом Джонатана Бри назвать было бы несправедливо: он делает ладно скроенный и не лишенный обаяния и лоска инди-поп с кинематографичными оркестровками и гитарными соло с ретроналетом.
В 80-х британец Норман Кук играл на басу в весьма популярной тогда инди-поп-группе The Housemartins, но знают его все-таки не оттуда. Уже в 90-х он сменил бас на синтезаторы и драм-машину и сплавил воедино хип-хоп, брейкбит, эйсид-хаус (и что только не!): получалась затейливая электроника, созвучная с тем, что тогда делали The Chemical Brothers и The Prodigy. Последний альбом Fatboy Slim вышел 15 лет назад, а нынешний тур — первый после большого карьерного затишья. Кто знает, может быть, и новая музыка на подходе.
Свою творческую вселенную французский артист Woodkid создает по большей части самостоятельно — в качестве продюсера, клипмейкера и вокалиста. Его специализация — спетые ровным спокойным голосом электроакустические эпики с действенными битами, впечатляющим симфоническим усилением и броскими перкуссионными наложениями. Амбиции подобного барочного проекта требуют соответствующего размаха: Woodkid нужно не только слушать, но и смотреть — в клипах и на многолюдных живых выступлениях.
Green Day добились первой славы больше 20 лет назад: в 1994-м вышел их хитовый «Dookie», а трек «Basket Case» попал во все мыслимые чарты и стал чуть ли не гимном беззаботного поколения MTV 90-х. В России группу принято ассоциировать скорее с периодом альбома «American Idiot» — тогда, в середине 2000-х, особенно популярны были хиты «Boulevard of Broken Dreams» и «Wake Me Up When September Ends». С тех пор у команды вышло еще несколько полноформатных релизов, особых лавров, правда, не снискавших. Стилистически группа себе не изменяет уже больше тридцати лет — это все еще громкоголосый, пусть и постепенно седеющий поп-панк, перемежающийся с рок-балладами и акустическими лирическими треками. В этот раз Green Day едут в Россию в рамках тура в честь нового альбома, получившего предельно дурацкое название «Father of All Motherfuckers». В 2020-м группа выпустила новый альбом «Father of All...», которому досталось от музыкального редактора «Афиши Daily» Николая Овчинникова.
Главная интрига всех сольных карьер экс-участников One Direction: кто в итоге станет новым Робби Уилльямсом — и в смысле амплуа, и в смысле успеха. Как ответить на этот вопрос — до сих пор неясно, но вот интереснее всего следить за Гарри Стайлзом. Пока бывшие коллеги упражнялись на разный лад в поп-музыке, долго молчавший Гарри вдруг выдал по-староверски монументальную балладу «Sign of the Times» — выяснилось, что это большущий хит и чуть ли не новая «Angels». На дебютном альбоме, правда, сильнее ее ничего не нашлось (а нашлись конспекты столпового рока 70-х — много усердия, мало хитов), но заявка и так была мощной. Сейчас Гарри оставил крунерские претензии и пошел играть на поле экс-коллег: новая «Lights Up» — это сладострастный R’n’B, сделанный вроде и по методичкам, но с толком и шармом. Скоро у него выйдет новый альбом — а пока еще не вышедшие песни можно послушать на первом концерте в Москве.
Коллектив Юрия Шевчука «ДДТ» задал эталон поэтично-меланхоличного русского рока, за свою долгую историю выпустив множество «народных», знакомых каждому хитов — «Не стреляй!», «Что такое осень?», «Это все…» и другие. Долгое время казалось, что пронзительная гитарная лирика «ДДТ» пролетает мимо модных трендов и вот-вот сгинет вместе с прочими осколками истории Ленинградского рок-клуба. Однако в начале десятых Шевчук мощно перезапустил коллектив с альбомом «Иначе» — за ним последовали еще два интересных экспериментальных релиза. В Москве группа даст масштабный стадионный концерт в рамках тура, приуроченного к 40-летию группы, и сыграет не только народные хиты, но и новые треки.
Несмотря на имидж парня с гитарой, который приклеился к Ленни Кравицу за годы, музыку он всегда играл другую — и на лавры Хендрикса не претендовал: ему гораздо ближе корневой фанк, который он смешивал и с R’n’B, и с роком. Его альбом «Strut» — это в каком-то смысле попытка вернуться в форму и к корням, местами довольно удачная, местами — несколько проседающая. Впрочем, на живое выступление это повлиять не должно: в плане концертов музыкант не проседает уже довольно давно, да и ясно, что большинство придет все-таки за хитами, любители «American Woman» и «I Belong to You» явно разочарованы не будут.