Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
13 мая 2023

10 фильмов, замыслы которых кардинально изменились в процессе производства

Василий Говердовский
Смотря готовый фильм, мы редко задумываемся о том, каким было его производство и изначальный замысел. Но, бывает, кино в процессе своего создания проходит через все круги ада: для некоторых фильмов это оказывается катастрофой, некоторые только выигрывают от изменений. «Афиша» собрала наиболее яркие примеры таких метаморфоз.

Классический фильм Роберта Вине не только один из ярчайших немых хорроров, но и, пожалуй, известнейший из ранних фильмов ужасов с неожиданным финалом. История о зловещем докторе Калигари, ставящем эксперименты над человеческой психикой, заканчивается откровением: безумцем оказывается главный герой, молодой человек по имени Фрэнсис, а злодейский доктор на самом деле его лечащий врач. Правда, этот сюжетный ход не только отсутствовал в оригинальном сценарии, но и откровенно противоречил ему.

У «Кабинета доктора Калигари» запутанная история создания — преимущественно из-за того, что люди, работавшие над фильмом, противоречат друг другу в своих воспоминаниях. Сценаристы Карл Майер и Ганс Яновиц написали «Калигари» как метафору о безумии авторитаризма, охватывающем страну (во всяком случае Яновиц говорил так уже после выхода фильма). Но по какой-то причине такой посыл не устроил продюсеров и режиссера. Другой немецкий классик Фриц Ланг подсказал им закольцевать начало и финал сценами в психбольнице, которые ставили сюжет с ног на голову. Немецкий социолог и кинокритик Зигфрид Кракауэр в своей книге «От Калигари до Гитлера» (1947) не одобрил это решение: ведь теперь фильм Вине не порицал тиранию, а восхвалял ее. Впрочем, копья о трактовке фильма ломаются до сих пор: если искаженный мир «Калигари» можно было списать на больную психику Фрэнсиса, то почему он остается таким же после поворота в конце?

7
Плохие парни
1995, Боевик

Боевик о двух полицейских запустил кинокарьеру Майкла Бэя и превратил Уилла Смита в кинозвезду. Тем поразительней тот факт, что изначально сценарий разрабатывался для других актеров. Сценарист комедийного боевика «Успеть до полуночи» Джордж Галло написал для продюсерского дуэта Дона Симпсона и Джерри Брукхаймера скрипт под названием «Пуленепробиваемые сердца». Главные роли должны были сыграть комики Джон Ловиц и Дана Карви — от последней были большие ожидания после успеха дилогии «Мир Уэйна». 

С комедийной звездой на борту Симпсон и Брукхаймер смогли продать проект Disney. Памятуя о своей удачной работе с Тони Скоттом над «Лучшим стрелком», на режиссерский пост они позвали еще одного популярного клипмейкера. 28-летний Бэй даже успел снять тестовую сцену с Карви и Ловицем, но Джеффри Катценбергу, тогдашнему председателю совета директоров Disney, она по вкусу не пришлась, так что проект продали Sony. Остальное — история. Хотя сейчас забавно представить Дану Карви на месте оголенного Уилла Смита в иконической сцене погони.

Сталкер
2018, Фантастика

Сценарий к «Сталкеру» писали авторы оригинальной повести «Пикник на обочине» братья Стругацкие. Работа над картиной оказалась для писателей тяжелым испытанием, потому что придирчивый и дотошный Тарковский заставлял их раз за разом переиначивать рукопись. Первые версии относились к жанру научной фантастики, и, по словам Стругацких, главный герой, сыгранный Александром Кайдановским, был куда ближе к персонажу оригинального романа: Кайдановский играл крутого и рискованного афериста, но такой персонаж категорически не устраивал Тарковского. 

Так как сценарий переписывался прямо на съемочной площадке, то, возможно, именно таким мы бы главного героя «Сталкера» и увидели, но вмешалась судьба. В лаборатории «Мосфильма» часть пленки оказалась безнадежно испорчена. Учитывая то, как долго Тарковский снимал этот материал и насколько уже превысил бюджет, казалось, что закрытие проекта — дело решенное, но Госкино СССР выделило на фильм дополнительные средства. После еще одного фальстарта (некстати началась осень) братья Стругацкие пришли к концепции Сталкера-юродивого, которая наконец понравилась Тарковскому и которую он успешно реализовал.

8.1
Вверх
2009, Мультфильм

Если судить по книге президента Pixar Эда Кэтмелла «Корпорация гениев», то редкий мультфильм студии безболезненно прошел путь от идеи до реализации. Но самое радикальное преображение претерпел «Вверх». По задумке режиссера и сценариста Пита Доктера действие начиналось с замка, летающего в небе и потерявшего все связи с миром внизу. Главные герои, два брата-принца, конфликтующие друг с другом за королевство, буквально падали с небес на землю. Пытаясь вернуться обратно, они находили большую птицу и с ее помощью улаживали разногласия между собой.

Звучит интригующе? Однако, по словам самих пиксаровцев, сюжет совершенно не работал: принцы не вызывали сопереживания, а правила летающего замка были слишком странными. Доктеру пришлось прийти к знакомой нам идее о старике, улетающем вместе со своим домом на воздушных шарах навстречу приключениям. В этой версии действие преимущественно происходило в гигантском цеппелине. Ее похожесть на сюжет с замком мешала Доктеру, так что в итоговом фильме большая часть событий проходит в лесах Венесуэлы.

Режиссер: Пит Доктер
7.2
Красотка
1990, Мелодрама

Сейчас ромкомы хорошо себя чувствуют разве что на Netflix, но было время, когда они рулили миром. «Красотка» Гэрри Маршала — один из краеугольных камней всего жанра. Осовремененная версия сказки о Золушке и принце нащупала все правильные струны зрителей и зрительниц рубежа 1980–1990-х. Вряд ли этого удалось добиться изначальной версии — куда более мрачной и реалистичной. 

Сценарист Дж.Ф.Лотон в скрипте под названием «3000» задумал трагический сюжет о столкновении бедной и богатой Америки. Эдвард, которого сыграл Ричард Гир, в оригинальном сценарии едва ли тянул на роль принца: финансовые воротилы вроде него были причиной банкротства американских индустриальных городов в Ржавом поясе, откуда и была родом главная героиня Вивиан в исполнении Джулии Робертс.

Она же со своим пристрастием к наркотикам едва ли тянула на Золушку. Еще и финал не походил на сказочный: Эдвард пинком выбрасывает Вивиан из своей машины, а на заработанные 3000 долларов девушка и ее подруга Кит едут в Диснейленд. 
По иронии судьбы именно Disney, искавшие в то время что-нибудь помрачней, сценарий и купили. Однако в ходе съемок настроение фильма стало ближе к знакомому нам. Режиссер Маршал, тонко чувствовавший в то время настроение аудитории, видел будущий фильм сквозь призму сказочных образов. В итоге от оригинальной концовки в фильме нет ни следа, а «Красотка» из мрачной социальной драмы превратилась в воздушный ромком с обаятельнейшим дуэтом Гира и Робертс.

Фильм Сергея Эйзенштейна многие воспринимают исключительно как советскую пропаганду. В сюжете о победе русских воинов над немецкими рыцарями и впрямь трудно не разглядеть прямой аллюзии на будущую Великую Отечественную войну. Завершающая фильм фраза «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» выглядела и предупреждением, и установкой к действию. Однако изначальный замысел Эйзенштейна не сводился только к этому.

В версии под названием «Русь» Александр едет в Золотую Орду на поклон к хану. Однако в это же время у хана гостят еще два русских князя, недоброжелательно настроенных к недавнему победителю. Подсмотрев за привычкой Невского набирать воду в шлем и пить оттуда, они тайно смазывают ядом шлем военачальника. Умирающий Александр набредает на Куликово поле, где ему приходит видение победы его потомка Дмитрия Донского над татаро-монголами.

По версии историка кино Наума Клеймана, общий посыл фильма — об опасности междоусобной войны — был адресован лично Сталину. Однако вождь мнения снизу не оценил. Рукопись вернули Эйзенштейну обратно с красной линией сразу после эпизода Ледового побоища и словами: «Сценарий кончается здесь. Не может умирать такой хороший князь!» Любопытно и то, что сцена, в которой Александр прекращает бойню между новгородцами (обрывок первоначального замысла Эйзенштейна), уцелела в сценарии, но бесследно исчезла, после того как отснятый материал отправили на проверку в Кремль.

7.5
Инопланетянин
1999, Приключение

«Инопланетянин», один из самых добрых и душевных фильмов Стивена Спилберга, изначально задумывался как хоррор. После успеха «Близких контактов третьей степени» Спилбергу страшно не хотелось, чтобы студия сняла сиквел без его ведома, как уже произошло с «Челюстями». Поэтому он придумал идею тематического продолжения «Контактов» — хоррора «Следи за ночными небесами», позже переименованного в «Ночные небеса», где на обычную американскую семью нападали пришельцы. Сценарий поручили автору «Пираний» Джону Сейлзу, Спилберг хотел быть продюсером, а режиссуру планировалось доверить Тоубу Хуперу, прогремевшему «Техасской резней бензопилой».

Однако на съемках «В поисках утраченного ковчега» Спилберг ощутил потребность в более личном и интимном кино. Окончательно планы режиссера поменяла девушка Харрисона Форда Мелисса Мэтисон. Она отметила, что лучшая часть сюжета — та, где единственный дружелюбный пришелец подружился с маленьким мальчиком. Мэтисон стала сценаристкой «Инопланетянина», а наработки «Ночных небес» Спилберг позднее использовал в «Полтергейсте» и «Гремлинах».

6.2
Чужой-3
1992, Фантастика

Всю историю с созданием «Чужого-3» можно охарактеризовать одним словом — катастрофа. Сигурни Уивер с самого начала наотрез отказалась появляться в фильме. Но куда более существенной проблемой было то, что продюсеры Уолтер Хилл и Дэвид Гайлер сами не понимали, куда двигать франшизу дальше. Изначальный замысел сводился к тому, чтобы сделать два фильма, действие которых в какой-то момент приведет героев на Землю. Один из отцов киберпанка Уилльям Гибсон успел написать две версии сценария, но они не устроили продюсеров. Работу Гибсона с нуля переделал сценарист «Попутчика» Эрик Ред. В его сюжете чужие научились «заражать» неживую материю и превращали таким образом космическую станцию в гигантского ксеноморфа. Эту рукопись тоже не приняли. Попытал счастья и будущий режиссер фильмов о Риддике Дэвид Туи. В его скрипте действие разворачивалось на орбитальной станции-тюрьме. Но тут же совершенно некстати Сигурни Уивер решила вернуться к роли Рипли, и от услуг Туи отказались.

Еще одну попытку предпринял малоизвестный режиссер и сценарист Винсент Уорд, предложивший перенести действие на деревянный планетоид, населенный монахами-луддитами. Хилл и Гайлер настолько впечатлились, что наняли Уорда в качестве режиссера и сценариста, но вскоре разочаровались и в нем. Время поджимало, а терпение руководства 20th Century Fox заканчивалось, так что итоговый сценарий собирали по ошметкам предыдущих версий. Затраченные усилия оказались тщетными: фильм считается творческой и коммерческой неудачей, а режиссер Дэвид Финчер отказывается признавать «Чужой-3» своей работой.

6.8
Война миров Z
2013, Боевик

«Мировая война Z» Макса Брукса — книга о зомби-апокалипсисе, остроумно оформленная как сборник интервью выживших с разных уголков света. Брэд Питт, купивший права на экранизацию, оценил геополитический подтекст и вместе с Paramount доверил сценарий Дж.Майклу Стражински. Шоураннер «Вавилона-5» выдал близкий к первоисточнику текст, где герой Брэда Питта беседовал со свидетелями зомби-апокалипсиса по всему земному шару. Его высоко оценили в индустриальных кругах, но не приняла студия. Следующую версию сценария написал Мэттью Майкл Карнахан, который сочинил историю, похожую по духу на фильмы о Борне: теперь герой Питта путешествовал по миру, пытаясь найти лекарство от зомби-вируса.

Но и потом не все пошло гладко. Сразу же после съемок стало ясно, что третий акт, в котором персонаж Питта оказывается в облепленной снегом и мертвецами Москве, не работает. Среди причин назывались излишняя загруженность финальной части экшеном и неубедительное превращение главного героя из обычного семьянина в машину для рубки зомби. В итоге было решено переснять финальную часть, что обошлось Paramount в сумму около 60 миллионов долларов.

Удивительно, но, несмотря на все препоны, «Война миров Z» получила благосклонные отзывы зрителей и критиков и достойна прошла в прокате. Правда, студия, видимо, запомнила негативный опыт производства первого фильма и отменила сиквел, так и не договорившись с предполагаемым режиссером Дэвидом Финчером о сумме бюджета.

Кейс с «Лигой справедливости» — тот редкий случай, когда мы можем сравнить две версии. Режиссер Зак Снайдер отстранился от монтажа блокбастера DC после самоубийства дочери, и кинотеатральную версию готовил режиссер «Мстителей» Джосс Уидон. Тот попытался замести мрак и пафос Снайдера под ковер с помощью своей фирменной иронии. В итоге получились «Мстители» на минималках — бледное супергеройское кино, которое не принесло ни радости зрителям, ни особенной прибыли продюсерам.

Снайдер нанес ответный удар. С помощью набравшей силы интернет-кампании по выпуску «Снайдерката» режиссер смог убедить Warner Bros. доверить ему дополнительные 70 млн долларов на досъемки и спецэффекты. Итоговый четырехчасовой фильм вроде бы толком и не отличается от «Лиги» Уидона и в то же время отличается всем. В обеих версиях практически одинаковый сюжет и одни и те же кадры, однако благодаря принципиально иному монтажному ритму — более степенному и размашистому — «Лига справедливости» превратилась в полностью новое кино: мифологический эпик на супергеройском материале.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все