Комедия |
12+ |
Сергей Женовач |
27 декабря 2002 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Последний спектакль уходящего года не сулил ничего хорошего. Что может быть хорошего в Малом театре, в осточертевшем Островском, во всех этих маврах тарасовнах и амосах панфилычах - и просто в трех предновогодних часах, проведенных взаперти. Спектакль ожидания оправдал. Все так и было: купчиха тиранила внучку, ее сын тиранил молодого приказчика, внучка с дурацким именем Поликсена желала за молодого приказчика замуж, добиться своего ей помогала старая нянька, и только молодой приказчик не желал ни любви, ни брака, а правды и только правды. Потом появился унтер-офицер с говорящим именем Сила Грознов, произвел рекогносцировку, в результате каждый добился чего хотел. Все это длилось, как и предполагалось, три часа с гаком - не меньше. И могло бы длиться еще столько же. Даже так: очень бы хотелось, чтобы длилось еще столько же. Пусть бы Людмила Полякова так и снимала острым ножом кожуру с яблок. Пусть бы гоношился Глеб Подгородинский, играющий правдолюба Платошу, а Виктор Низовой в роли опившегося лафитом негоцианта Барабошева пусть бы себе сыпал вкусной купеческой тарабарщиной. О таких спектаклях принято говорить: с классики сдули пыль. Или еще говорят: освежили классику. Я вот не могу сказать про Сергея Женовача, как именно он сдувал пыль и каким освежителем пользовался. Кажется, ему просто нравится эта пьеса. Ему нравится этот вкусный язык, эти персонажи, которых он держит за людей, и артисты Малого театра, которые делают персонажей похожими на людей, хотя без режиссера Женовача, уже ставившего здесь "Горе от ума" , у них это не всегда получается. Неправильно было бы сказать, что в спектакле Женовача все как в жизни. Ничего подобного. Женовач со сценографом Александром Боровским и не пытались воспроизвести купеческие быт и нравы. Наоборот, Боровский нашел для пьесы симпатичное дизайнерское решение, использовав всего три элемента: крашеный деревянный забор, ряд бельевых веревок с белыми простынями и зеленые яблоки. Без людей этот интерьер смотрится даже лучше, чем когда кто-то усаживается на скамейке или перетаскивает с места на место корзины, которые так красиво поначалу стояли. Актерам за весь спектакль не дали и чаю выпить - это у Островского-то с его купчихами; здесь все, чему положено бы происходить в интерьере дома, или во дворе, или на квартире у соседки, сыграли на одной садовой скамейке. Между тем в спектакле уйма жизни - хотя она уместилась в нескольких, на первый взгляд, несущественных деталях. В том, что яблоки, например, натуральные, с рынка, и их можно чистить. В том, что цветы живые и с них облетают лепестки. И гармонь играет за забором взаправду. И еще: жизнь там, где ей и положено быть, - в актерах. И не сказать, что они вживаются в персонажей по уши или переживают в отдельно взятой роли целую судьбу, Островскому это противопоказано. Актеры, как и положено, играют типажи. Но дело опять-таки в мелочах. Они не надрывают голоса и не торопятся как угорелые, отчего интересно рассматривать, как морщинки на лице Людмилы Поляковой складываются в сердобольную гримасу, а через минуту, когда она будет хохотать, в уголках глаз появляются слезы. А строгая Евгения Глушенко едва заметно помолодеет и слегка приосанится, когда объявится Василий Бочкарев грех ее молодости. События на сцене развиваются, как им и следует развиваться в театре: что нужно, вовремя связалось, когда пришло время - все благополучно разрешилось. Только делается все это неспешно, слегка и не нарочно, отчего и возникает близкое к счастью ощущение, что все случилось самым естественным образом. Как в жизни, то есть.
Я не часто хожу на спектакли "развлекательного" толка, но осень диктует свои правила - срочно потребовалась витаминная подзарядка. И я ее получила. Несмотря на длинноватый первый акт (а этого требует сюжет), пьеса смотрится на одном дыхании. Сергей Женовач с легкостью заставляет задуматься - с той же легкостью он заставляет смеяться. Такой изящной и слаженной актерской игры я давно не видела. В зале я себя чувствовала будто на комедийном шоу - раскаты смеха не смолкали, а актеры, казалось, получали от игры не меньшее удовольствие, чем зрители.
Мы сидели в четвертом ряду, а значит нам было доступно еще одно маленькое удовольствие - рассматривать костюмы замечательного театрального художника по костюмам Оксаны Ярмольник.
За витамином С и настроением яблочного пирога - в Малый театр на этот спектакль!
Итак, начну с плохого:
1) как и писали в других отзывах, недоуменно-негативное впечатление вызывает продолжительность действий. Зачем совмещать 3 (из 4-х!!) действий в первом акте??? сидеть более 2 часов на одной точке даже молодежи не очень приятно. А затем заключительное действие оканчивать в 35 минут. Зачем?
2) толи у Малого Театра проблемы с декорациями, толи еще что. Но первые 2 часа наблюдать одну и ту же серую сцену с забором и 3-мя скамейками надоедает. Ожидаемый антракт смены декораций.... В общем я был довольно сильно удивлен, декорациями последнего акта. Со сцены убрали 2 скамейки! И ВСЕ!!!
3) ну и самое главное, НЕ СТОИТ ПОКУПАТЬ БИЛЕТЫ ПО ПРАВОЙ СТОРОНЕ балконов и ярусов. С них НАИХУДШИЙ ВИД. Вся пьеса играется либо по центру сцены, либо с правой стороны (от зрителей). Поэтому с правых балкон видно плохо. Передаю большое спасибо билетерше в ПРАВОЙ кассе Малого Театра, которая посоветовала мне туда билеты! (цена не играла роли, я просил просто хорошие места). Покупайте билеты в левой кассе, там и быстрее и лучше.
О хорошем:
Исключительная игра актеров - живо, интересно, смешно, ради них можно ходить туда постоянно. Только правильно выбирать места и заранее готовиться к длительному сидению на одном месте.
Не очень понравился спектакль.
Декорации скудные и не меняются в течение спектакля, что крайне удивительно для Малого. Вместо большой каменной беседки с колоннами - деревянная лавка; вместо скамеек с задками на чугунных ножках и круглого столика - деревянные лавки и деревянный же стол; вместо кустов и фруктовых деревьев над сценой натянуты проволочные струны, на которых горизонтально подвешены простыни с яблоками в них; вместо решётки сада - глухой деревянный забор.
Низовой, как всегда, играет не купца из XIX века, а бандюгана из 1990-х.
Сюжет скучноват. В него даже вставили часть из "Горячего сердца" про "турок и опивум", чтобы сделать его покомедийней, - но это не помогло.
Единственная отрада - безупречная, как всегда, игра Подгородинского.
Спектакль всё равно в миллиард раз лучше, чем любой из спектаклей по Островскому в мелких театрах, но далеко не самый лучший в Малом.
очень понравилось. мне было стыдно что я не читал в школе классику. теперь могу задирать нос и говорить всем, что я с Островским на ТЫ)))) удивила игра актёров. сюжетная линия. понравилась акустика зала, особенно когда я в антракте пересел с балкона 1 яруса на первый ряд. не зря там билеты по 6000)))