+7 (495) 695 41 46, +7 (495) 697 03 49 |
Москва, Кремль |
Вход 300–700 р., для детей до 7 лет вход свободный |
kreml.ru |
15 мая — 30 сентября: пн-ср, пт-вс 9.30–18.00, касса закрывается на час раньше; 1 октября — 14 мая: пн-ср, пт-вс 10.00–17.00, касса закрывается на полчаса раньше |
Открыто до 18.00 |
Twitter, Вконтакте |
Главный храм Кремля, в котором совершались важнейшие церемонии — венчание на царство и постановления глав русской церкви, — Успенский, сначала строили местные умельцы, но после того как простоявший считанные дни собор рухнул от небольшого землетрясения, великий князь Иван III почел за лучшее обратиться к итальянским зодчим. Мастер на все руки Аристотель Фьораванти из Болоньи сперва поездил по нынешнему Золотому кольцу, постигая местные вкусы, вдохновился Успенским собором во Владимире, и к 1479 году новый московский собор — первый, между прочим, опыт болонца в архитектуре — был готов. Спустя два года его расписал Дионисий, русский Боттичелли, но роспись эта — изображения монахов-подвижников — сохранилась лишь на алтарной преграде. Существующие ныне фрески были выполнены в 1642-1643 годах бригадами живописцев из всех областей России: из Ярославля, Костромы, Суздаля. Патриарх Никон заказал сюда великолепный иконостас с серебряным окладом, но серебро растащили французы в 1812-м, и восстанавливать его пришлось по отдельным кусочкам. А из 328 кг серебра, отбитого у французов, сделали храму люстру. Древнейшая икона собора — «Георгий Победоносец», конца XI — начала XIII века. Некоторые иконы — в их числе выразительнейший «Спас — Ярое Око» (середина XIV века) — сохранились от прежнего Успенского собора, стоявшего прямо на месте нынешнего. Вдоль стен — усыпальница московских митрополитов и патриархов. Рельефы на стенах моленного места Ивана Грозного иллюстрируют легенду о передаче царских регалий (шапки Мономаха и барм) из Византии на Русь.