Уволенная телепродюсерша Джоанна (Кидман) отправилась лечить нервы в городок Степфорд, который оказался земным раем. Мужчины Степфорда коротают вечера в клубе, возглавляемом мистером Веллингтоном (Уокен). А миссис Веллингтон (Клоуз) руководит степфордскими женами, которые содержат гостиные в чистоте, носят исключительно светлые платьица, а минуты досуга, случающиеся между домашними хлопотами, пос вящают аэробике и обсуждению рецептов рождественских блюд. Фрэнк Оз сделал из триллера 1970-х ретрокомедию, которая к концу разваливается, но перед этим дарит немало чудных мгновений.
Комедия |
12+ |
Фрэнк Оз |
10 июня 2004 |
1 час 33 минуты |
Джоанна (Николь Кидман) была воплощением феминистской мечты: независимая, успешная и стервозная. Ее телешоу «У меня получится лучше», в котором мужчины подвергались нечеловеческим унижениям, шло на ура — до тех пор, пока один из униженных не устроил побоище. Джоанну уволили, и она вместе с мужем-тряпкой (Мэтью Бродерик) отправилась лечить нервы в городок Степфорд, штат Коннектикут.
Степфорд оказался земным раем: никакой преступности, никаких нищих, освещенные солнцем зеленые лужайки, спортивные машины, припаркованные у белоснежных особняков. Мужчины Степфорда коротают вечера в клубе, возглавляемом мистером Веллингтоном (Кристофер Уокен). А миссис Веллингтон (Гленн Клоуз) руководит степфордскими женами, которые и есть главное сокровище этого места. Все они статны и белозубы, всегда улыбаются и расточают мужчинам комплименты: идеальные хозяйки и неутомимые любовницы. Они содержат гостиные в чистоте, носят исключительно светлые платьица, а минуты досуга, случающиеся между домашними хлопотами, посвящают аэробике и обсуждению рецептов рождественских блюд.
В чем секрет степфордского благополучия, знает любой американец: одноименный фильму роман Айры Левина с начала 70-х неоднократно экранизировался, выражение «степфордская жена» уже стало едва не идиоматическим. В России пусть секрет остается секретом — впрочем, авторы и так довольно быстро выкладывают карты на стол. Не рассчитывая потрясти аудиторию сюжетным поворотом, они пытаются освежить историю сменой тональности. Дело в том, что если в оригинале «Степфордские жены» были триллером, этот фильм — комедия. И поначалу кажется, комедия по всем правилам — такая, какую и ждешь от Фрэнка Оза («Отпетые мошенники», «Вход и выход», голос магистра Йоды и ряда персонажей «Маппет-шоу», включая мисс Пигги).
Стиль — ретро: прически, фасоны одежды, преувеличенная артикуляция (несмотря на «умный дом» и шутки про AOL и Microsoft). Музыка Дэвида Арнольда, стилизованная под старые «черные» комедии, — изумительна. Кастинг — беспроигрышен. Николь Кидман замужем за Мэтью Бродериком: уже смешно. Одна из двух (вторая, конечно, Ума Турман) современных актрис с харизмой настоящей кинодивы — супруга человека, при одном взгляде на которого накатывает приступ тошноты. Гленн Клоуз — помесь не в меру энергичной училки из тех, что портили пребывание в начальной школе каждому жителю Земли, и доктора Зло. Бетт Мидлер — богемная еврейская писательница с мужским именем (момент, когда она превращается в «степфордскую жену», — одна из лучших сцен в ее послужном списке).
Юмор, как полагается, — на грани фола. Та же Бетт Мидлер роется в помойке миляги гея, тоже ставшего «степфордской женой» и выкинувшего поэтому все, прежде необходимое: «Его любимая рубашка, смотри, Dolce & Gabbana… (Вытягивает пестрые шмотки.) Ах, Gucci… Versace… Его любимая фотография… (Достает фото Орландо Блума.) Средство по уходу за волосами… О боже!» (Доходит до красной футболки с изображением Вигго Мортенсена.)
Но все это в первой половине фильма. Как только Оз доходит до пресловутого сюжетного поворота, начинается беда. Там, где достаточно было поменять саспенс и ужас на легкость и смех, режиссер справлялся отлично. А вот когда понадобилось пересатирить сатиру, заложенную в книге Левина, все пошло вкривь и вкось. Феминизм, мужской шовинизм, блондинки-дуры, мужики-сволочи — все смешалось в доме четы Веллингтон, и уже непонятно, кто, что и, главное, зачем имел в виду. Впрочем, возможно, это и не вина Оза. Быть может, дело просто в том, что война полов, казавшаяся в начале 70-х триллером, а в конце 90-х — комедией, к середине нулевых вообще уже и не пугает — и даже не смешит.
Уходить из кинозала или выключать диск/кассету нужно ровно через 1 час и 4 минуты после начала фильма, аккурат после гэга про АОЛ. Тогда у вас останутся только хорошие впечатления (почти).
Сценарий сделан по весьма известной книге Айры Левина (по его книгам сняты, например, "Щепка" и "Ребенок Розмари"), поставил кино Фрэнк Оз, который в представлении не нуждается. Великолепные актерские работы Кристофера Уокена, Джона Ловитца, Бетт Мидлер и Роджера Барта, подозрительно похожего на Джорджа Буша. Николь Кидман отнюдь неплоха, но как-то уже примелькалась из-за обилия фильмов с ее участием. Впрочем, тетенька она симпатичная и актриса вполне себе ничего. Весь этот в общем сильный актерский ансамбль совершенно беспардонно обдристан одним махом - наличием этого чучела Мэтью Бродерика. На кой черт Оз взял этого гаджетного годзилловода - загадка на уровне барионной асимметрии. Особенно смешно было, когда эта козявка заявила, что оставила пост вице-президента, видимо, компании по прокату кружек Эсмарха. На этом эпизоде я нервно икнул. Дальше проблем не было, и я увлекся просмотром. Сюжет на 100% предсказуемый, ну что же делать, не дают зрителям думать. Берегут, наверное, для чего-то. Зато все остальное сильно порадовало. Над гэгами, как и положено, смеялся. Но только до дедлайна в 1 час 4 минуты от начала.
Я не знаю, что произошло дальше, я не продюсер. Может Фрэнк Оз запил димедрол вискарем, или умерла его любимая черепашка, но то, что он снял в конце, называется одним коротким американским словом bullshit. И фильм в результате безнадежно испорчен, как стакан молока, в который капнули уксус.
Дело даже не в глупых и банальных диалогах, проблема в неверных логических предпосылках, а то в отсутствии таковых. По сюжету Уолтер такая же тютя и рохля, как и все остальные стэпфордские мужья, а Джоанна - точно такая же стерва-феминистка-карьеристка-железная леди, как и все стэпфордские жены до апгрэйда. Почему Уолтер вдруг отказался апгрэйдить Джоанну - абсолютно непонятно и нелогично. Да ему как раз такая версия и нужна была, и весь сюжет к этому подводит. Или его устраивал секс с периодичностью Нового Года? Нет, и в фильме на это нету даже намека, ведь они на грани развода. Этот слюняво-сопливый монолог Джоанны, ах, будешь ли ты ей верить? Как раз-то киборгу я верить и буду. Где же тогда мотив этого благородного поступка Уолтера? Зачем Майк оказался не Майком, какой в этом смысл? Почему Джоанна начала как странно подклеиваться к эрзац-Майку? К чему этот глупейший и неоригинальный финал с Ларри Кингом? Вопросы без ответа. Bullshit, короче.
Увы и ах, но проект, который многие с нетерпением ждали, стараниями сценариста, режиссера и Мэтью Бродерика оказался в жёпе. В неглубокой, Стэпфордской, так сказать, жёпе, но от этого легче не становится. Если бы этот же фильм снял какой нибудь Джон Дрюкер со студии Твистед Сфинктер Пикчерз - съемочную группу носили бы на руках. Но для Фрэнка Оза это равносильно провалу. Тройка с минусом. По десятибалльной шкале. Эх Фрэнк, Фрэнк...
Да кстати, если вы вдруг подумали, что фильм заставляет задуматься о семейных и полоспецифических отношениях, то вы сильно ошиблись. Все намеки на семейные ценности на уровне среднего блокбастера, то есть детский сад. Хотя, конечно, кто ищет, тот всегда найдет. Эх Фрэнк, Фрэнк...
Странно, но вся прелесть Кидман - в первые моменты фильма, когда она вся такая в черном и руководит большими деньгами и возможностями - потом куда-то исчезает. Вообще мне в фильме больше понравилась Бетт Мидлер, роль прямо для нее сшита, и муж героини Кидман - симпатяжка, жалко, не дали ему нормальную жену, в его дальнейшее счастье с акулой шоу-бизнеса как-то не верится.
Степфордские жены- это черная комедия Фрэнка Оза,которая отлично получилась. Фрэнку Озу удалось совместить черную комедию и научно-фантастический фильм.Режиссер столкнулся с рядом проблем: продюсер фильма Скотт Рудин поругался с главой компании "Miramax"; 2)личные неприязни-Николь Кидман не ладила с Мэттью Бродериком,Гленн Клоуз испытывала личную неприязнь к Бетт Мидлер,та к Кристоферу Уокену.Тем не менее спасибо за терпение актерского состава и за их игру.Спасибо,съемочной группе:за сценарий Айре Левин; оператору Робу Хану и за лучшую музыку Дэвиду Арнольду.Удачно получивший ремейк и оригинальный сценарий.Степфордские жены-отлично получивший ремейк , доработанный и оригинальный сценарий, терпеливая и гениальная режиссура,великолепная игра актеров.Я фильмы сравниваю с мозайкой, так что в этом случае мозайка собрана .
Посмотреть советую всем, но вот с ограничением: за 2-3 минуты до конца, после сцены с изумительной Гленн Клоуз, уходите. просто бегом убегайте! Так пошло завершить так славно начатое. И главное - за какие-то считанные минуты.
Но тем не менее - скорее всего куплю для домашнего просмотра. Очень уж очаровательны актеры в столь близких жизненных ситуациях: прямо чередом одна за одной - от увольнения :) до 5000 пирожных!