В 1970 году молодой шотландец Николас Гарриган (МакЭвой), выпускник медицинского, крутит глобус в поисках места, куда можно сбежать от тоски семейной практики, и его палец попадает на пятнышко со словом Уганда. В Африке идеалист Николас начинает было лечить нищих деток, но случай сводит его с генералом Иди Амином (Уитакер), недавно пришедшим к власти в результате переворота. Амин очаровывает шотландца и сам им очарован — так что вскоре вчерашний тинейджер становится личным врачом президента: как нередко случается при диктатурах, это едва ли не второе лицо в государстве.
Биография, Исторический, Триллер, Драма |
16+ |
Кевин МакДональд |
12 января 2006 |
2 часа 1 минута |
В 1970 году молодой шотландец Николас Гарриган (МакЭвой), выпускник медицинского, крутит глобус в поисках места, куда можно сбежать от тоски семейной практики, и его палец попадает на пятнышко со словом Уганда. В Африке идеалист Николас начинает было лечить нищих деток, но случай сводит его с генералом Иди Амином (Уитакер), недавно пришедшим к власти в результате переворота. Амин очаровывает шотландца и сам им очарован — так что вскоре вчерашний тинейджер становится личным врачом президента: как нередко случается при диктатурах, это едва ли не второе лицо в государстве.
Этот фильм постфактум полностью перетянул на себя взявший дюжину наград, включая «Оскара», Форест Уитакер, что не вполне справедливо: играющий главную роль МакЭвой уступает ему несильно. Притом что кастинг был вызывающе рискованным: поверить, что на этого субтильного улыбчивого паренька бросаются все встречные замужние женщины, а также британские разведчики и африканские диктаторы, почти невозможно. Что касается Уитакера, то ему, чего уж там, повезло: это персонаж, о котором характерный актер может только мечтать. Амин в «Короле» надевает килт, бросает лассо, дарит «мерседесы», играет на аккордеоне, портит воздух, выступает на митингах, и тот факт, что за кадром его солдаты убивают десятки и сотни тысяч угандийцев, лишь добавляет полутонов в его негромкое шекспировское обаяние. Отличный шотландский документалист МакДоналд (внук, к слову, великого Эмерика Прессбургера), для которого этот фильм — дебют в художественном кино, счастливо избегает ловушек, обычно подстерегающих белого человека в Африке. Гражданский пафос тут сурово дозирован, и смысл парадоксален: «Король» о том, что главная ошибка европейца — смотреть на Черный континент свысока, даже если это «свысока» подразумевает жалость и сочувствие. МакДоналд — снявший среди прочего «Один день в сентябре» о захвате заложников на мюнхенской Олимпиаде — неспроста заканчивает фильм на фоне аналогичного эпизода в Энтеббе. Туда, как известно, в конце концов просто высадился МОССАД, всех перестрелял и заложников спас — и это был, как выяснилось, единственный цивилизованный способ общаться с милягой Амином.