Молодой охранник Коля переезжает в Москву работать на дядю Васю. Дядя Вася заведует кладбищем, затерянным где-то в подмосковном лесу, — оказывается, столичная жизнь Коле так сразу и не светит, чем он, конечно, не слишком доволен. Но у бабушки протекает крыша, долги не ждут, а двадцать две тысячи рублей в месяц тоже деньги, и Николай заступает на пост, поселившись в сторожке, из которой его предшественник незадолго до этого сбежал посреди ночи, испугавшись чего-то и даже вещи не забрав. На кладбище, как выясняется, довольно много чего происходит: кто-то цветы ворует, чтобы потом продать на шоссе, кто-то пьет водку с могил, кто-то норовит поставить несанкционированный памятник, не дав дяде Васе на лапу. За всем этим Коля старается следить и решает дела по справедливости, вот только по ночам появляются какие-то мутные люди, которых интересует главная статья дяди-Васиных доходов — ухоженная аллея с бандитскими могилами. Бояться их Коля не боится, но как с ними быть, тоже до поры до времени неясно.
Это не тот случай, когда хочется от смеха кататься по комнате, и даже, пожалуй, не тот, когда фильм расходится на цитаты и видеоролики. Ударных шуток в сценарии хватает, но главная ставка — может быть, слишком уж дальновидно для такого маленького проекта — сделана не на скетчи, а на героя, то ли в шутку, то ли всерьез готового претендовать на звание современного Данилы Багрова, тем более что продюсирует фильм тот же Сергей Сельянов, который когда-то довел Данилу до российского зрителя. Для «Парня» он попытался подобрать максимально вегетарианскую дату выхода — кладбищенская комедия стартовала на прошлой неделе, практически на безрыбье, но пока прокат не то что не порвала, а даже особенно не потрепала. А жаль, потому что внимания она стоит.
В первую очередь, конечно, из-за этого самого героя: артиста Паля, который девяносто процентов времени находится в кадре и выдерживает эту нагрузку играючи, спокойно вынося на своих плечах весь фильм. Комедийный тайминг и умение правильно подобрать серьезное выражение лица к более или менее идиотской ситуации — два таланта, которые актер уже отработал в кино со всех сторон за последние пару лет: в обеих частях «Горько!», в короткометражке «Нечаянно», в альманахе «Без границ» и даже в более серьезном «Тряпичном союзе». По фильмам, которые у Паля выходят этой осенью, ясно, что он уже стал, во-первых, звездой, а во-вторых, заложником собственного амплуа, в чем, кажется, прекрасно отдает себе отчет, пытаясь то и дело развернуть собственную интонацию в неожиданные стороны.
Помимо него тут есть камео Ильи Огурцова с «Реутов ТВ», есть Владимир Сычев, известный публике больше как Леха Псих из сериала «Физрук» (его роль изначально, кстати, как раз предлагали Палю). И тот и другой отыгрывают собственные амплуа — выше головы не прыгают, но выглядят в таком качестве вполне уместно в рамках уютного би-муви без лишних претензий. Вообще, непритязательность кажется главным достоинством этого фильма, который в целом местами похож на веселый капустник, разыгранный в одной декорации людьми с приличным чувством юмора, — слегка нелепо, но очень уверенно, а главное, очень по-русски. Смещая все комедийные акценты с заморского хоррора на родную жуть, сюжет разворачивается на знакомой территории, где решаются насущные жизненные вопросы — кому доверить общак, как добыть московскую прописку, в чем правда, брат. Городок, где все просто и знакомо: один принципиальный простой пацан против всех плохих и за всех хороших.
Сверхидеи, возможно, тут никакой и нет, но не затеять разговор про русского народного героя все же трудно — при серьезном отношении к делу в кладбищенском охраннике Николае его и правда можно разглядеть. Так же, как герой «Брата», он силой собственного упрямства постепенно переиначивает окружающую действительность, но в отличие от нежного громилы Багрова этот все понимает, на рожон не лезет и печется о собственном будущем, умея на каждую беду придумать годный компромисс, пока мертвые и живые делят поляну. В обход самодурствующего начальства он делает дела по-своему, за что получает от настоящих хозяев кладбища одобрение, сформулированное на всенародно понятном русском языке: «Мы тут подумали, пацан ты нормальный. Нам со всех сторон подходишь».
Сам Паль объясняет в интервью, что русский супергерой — это «герой, которого всегда немного жалко». Охранника Колю, впрочем, не жалко вообще. Он настолько самостоятельный, что зрительская жалость ему ни к чему, у такого скорее хочется поучиться жизни. Конкретно — одному в этой жизни умению, видимо, и правда главному на сегодняшний день: оставаться невозмутимым и делать свое дело, когда вокруг тебя творится адское шапито.
Отличный поставленный, легкий фильм для семейного просмотра, который можно посмотреть не один раз. Намного превосходит заумные иностранные фильмы. Если хотите отдохнуть от повседневной рутины и забот т о, просмотрев этот фильм, приобретаете дополнительную энергию и бодрость духа. Спасибо за добрый и легкий фильм и актерский состав.
Доброе кино. Давно что-то ничего такого не видела, чтобы без пошлости, без скабрезностей. Настроение поднялось после просмотра. :) и актер понравился, как надо сыграл. Всё-таки наше кино лучше американского, хоть в нем нет тех спецэффектов, но душевности больше..
Тот редкий случай когда комедия остроумна, ее не стыдно смотреть. Герой умен и вызывает сопереживание. Ситуации - реалистичны и вызывают интерес.
Да и с мистикой у фильма все в порядке.
Ставлю четверку, но фильм на три с половиной балла. Пять баллов за качество съемки и актерскую игру и ноль баллов за все остальное, идея, сюжет, сценарий - все это как-то глупо и нелепо. Сначала кажется, что это комедия, потом подозреваешь этот фильм в ужасе, а потом вообще думаешь что это какой-то арт-хаус. Я так и не смогла определиться, что же это было. Но я точно определилась, что сняли фильм великолепно. Мне понравилось все, само кладбище, памятники (пусть они и не соответствуют российским реалиям), свет, диалоги. Актерский состав вообще супер. Я обожаю Паля, этот парень просто молодец. Так же порадовали бандиты, такие колоритные актеры, им бы только бандитов и играть.
В заключении скажу, что в принципе фильм не плохой и посмотреть можно. Но если бы я его смотрела в кино, я бы точно разочаровалась.
Ну вот правильно, чего мертвых-то бояться, живых бояться надо. Фильм про то, как мертвецы "прописывают" охранника кладбища (в исполнении Александра Паля). Это первый у них на кладбище охранник, до этого все только сторожа были. Были да сплыли, ищи их теперь свищи, как говорится. И охранник наш довольно быстро врубается, что еще неизвестно, кого тут больше от кого охранять-то надо. Ну и действует по старому доброму принципу (а так же в соответствии с песней группы "Наадя"): Делай, что должен, и будь, что будет. За что его и признают: как живые, так и мертвые. Это даже не черная комедия, это просто комедия. Такой добрый и милый фильм. Как для взрослых, так и для детей. Помните в детстве была такая веселая песенка: "Ты приходи на могилу, приходи в мой дом..." Ну вот, в полном соответствии.
Единственно, что немного напрягает, так это эксплуатация из фильма в фильм практически одного и того же образа Паля.
См. также:
На кладбище ночью.