Бандиты покушаются на землю колдуньи со всеми вытекающими. Второй фильм режиссера «Шизы».
Драма |
Гульшад Омарова |
3 июня 2008 |
3 июня 2008 |
1 час 27 минут |
Вздорная бабка-целительница (Омарбекова) живет на особом правильном пустыре у шоссе, где с утра до вечера предсказывает будущее, раздает животворные подзатыльники и помогает страждущим другими остроумными способами (самый запоминающийся — дернуть страждущего за нос). Пустырь принадлежит мирному бандиту Батыру (Аманкулов), которому бабка когда-то спасла сына. Немирные бандиты планируют там бензоколонку, и хотя колдунья почти сразу устраняется из конфликта хозяйствующих субъектов, ввинтившись в землю, конфликт на этом не заканчивается. В истории участвуют: мальчик, бесхребетный дядя, секция любителей тайского бокса и луноликая красавица старшего школьного возраста, которую привезли к бабке лечиться от нимфомании и забыли.
Уроженку Алма-Аты и жительницу Нидерландов Омарову, когда-то написавшую сценарий бодровских «Сестер», а три года назад попавшую в каннский «Особый взгляд» с отличным дебютным «Шизой», называют наследницей погибшей «казахской волны» конца восьмидесятых, но призами награждают все-таки по ведомству экзотического девичьего рукоделия. «Баксы» (название женского рода с ударением на последний слог), написанная, как и «Шиза», в соавторстве с Бодровым-старшим и тоже успевшая съездить в Канны, эту удобную для мультикультурного режиссера репутацию Омаровой только укрепит. Это очень дружелюбное, понятное каждому кино, глядя которое сам не замечаешь, почему и на каком месте ты начал улыбаться. Наивный криминальный сюжет наглядно и просто зарифмован с притчей про соль земли и «не стоит село без праведника»; в каждом втором кадре ровно половину экрана занимают горы, а другую — небо. И это та просвещенная, разумная простота, в которой не хочется искать подвоха. Фильмы Омаровой по-открыточному красивые и разноцветные, но не из-за украшательства, а просто потому что у нее так настроен глаз, а люди и места, которые она снимает, — изначально очень красивые. Как и в случае с волшебной бабкой, дергающей приехавших к ней горожанок за нос, обаятельного мошенничества и настоящей природной магии здесь примерно пополам, но ведь важен не метод, а результат, а результат тут — более чем настоящий.
Каждый день к баксы – ясновидящей – приезжают люди. Но земля, на которой живет баксы, привлекает внимание криминала, мечтающего построить здесь казахский Лас-Вегас.
Начнем со слабых мест.
Освещение в фильме и перезапись звука сильно снизили уровень картины. Во многих сценах освещение лиц не соответствует обстановке; слишком ярки и дополнительные источники света, разрушающие кинематографическую условность.
Ослабляют ее и актерские работы, неестественность которых подчеркнута теми же светом и звуком. Все это поспособствовало тому, что диалоги кажутся натянутыми, фальшивыми, а актеры неестественными.
Фильму мешает обилие планов, словно режиссер, не найдя лучшего, решил выиграть количеством. Даже в тех случаях, когда кадр самодостаточен, появляется следующий, снятый чуточку левее, без изменения плана. Такое обилие мешает концентрировать энергию в сцене, расчленяя впечатление.
Заслуга режиссера в том, что фильм не относится к разряду экзотических, где народы любят и умирают в национальных костюмах. Лубочности авторы сознательно избегают, давая грубую материю.
Именно в этой материи, в степной азиатской фактуре, хранилась энергия, которую нужно было извлечь.
Баксы – сама природа. Хоть говорит она исламские формулы, а совершает обряды языческие. Своей мощной энергией пробивает колесо судьбы, давая человеку шанс. Арман и иже с ними – противны природе. Даже принципиальный Батыр, связанный криминальными узами, должен умереть. Когда ты сворачиваешь с пути, ты начинаешь ошибаться. На ком-то нить ошибок должна оборваться. Недаром картина заканчивается на крупном плане Асана.
Лишь в некоторые моменты «Баксы» приближается к замыслу. Последние кадры (Асан в яме, подъем на гору) аскетичны, наполнены подлинностью заэкранного быта. Именно такой путь представляется верным – жесткий, скупой рассказ. Но даже в конце (а это сильнейшая по замыслу сцена) режиссер дает нарезку кадров под музыку – подпрыгивающая баксы со слепящим камеру солнцем. Снято подвижной камерой. У Асана (А. Аянов) безразличное лицо, хотя именно здесь нужна эмоция. Финальный крик «Папа!» снова порезан на два кадра без изменения плана. Режиссер сделал все, чтобы рассеять свой замысел.
Если бы незаметность камеры была главным критерием оценки фильма, то "Баксы" бы, бесспорно, была бы впереди планеты всей. Фильм от режиссера "Шизы" о том, как на священной шаманской земле строят бензозаправку, и что из этого получается. Особое спасибо - заглавной актрисе Несипкуль Омарбековой, ведь без ее органики фильма бы не было.
"Гнилой ты человек, и замашки у тебя гнилые. Не в том месте ты заправку строишь..." - говорит хороший мафиози плохому. "Проснёшься, а у тебя не стоит" - пугает слышавший о колдовстве дядька неслышавшего (такого только установкой Град испугать можно). Хоть Виагру пей, хоть Простамол уно - одно уныние... В борьбе за энергетический земельный участок участвуют спортсмены из студии тайского бокса, гламурные бандюки на джипах, а также старуха-целительница со своими раздолбаями-пациентами. Последняя мёртвая. Впрочем, некоторые из первой и второй вышеупомянутых категорий тоже долго не проживут.
Это фильм о равновесии добра и зла в нашем зыбком мире, которое, собственно, и должны охранять разнообразные маги, начиная с Гарри Поттера. Кто-то летает на метле над Тауэром, кто-то режет чёрного барана посреди казахской степи. Конец не хэппи - скорее нейтрален. Как начало.