Новый фильм канадца Дени Вильнева, специализирующегося на задумчивых и угрюмых триллерах. По рекомендации коллеги профессор колледжа берет в прокате фильм, в одной из сцен которого он видит актера, как две капли воды похожего на него. Тихий и скромный герой становится одержим своим более успешным двойником и начинает вмешиваться в его жизнь. Обе главные роли в фильме сыграл Джейк Джилленхол, а в качестве группы поддержки для него выступили Мелани Лоран, Сара Гейдон и Изабелла Росселлини.
Детектив, Триллер |
16+ |
Дени Вильнев |
8 сентября 2013 |
26 июня 2014 |
1 час 28 минут |
enemy-movie.com |
Понурый профессор истории Адам (Джилленхол) ходит по безжизненному Торонто с неизменным выражением внутреннего беспокойства на лице, игнорирует красавицу-подружку и в целом пребывает в плохо сформулированном раздрае. Как-то раз герой по совету коллеги берет в прокате канадскую романтическую залепуху, в которой на десятом плане замечает актера, как две капли воды похожего на него. Не на шутку взволнованный Адам начинает собирать информацию об артисте и при личной встрече выясняет, что волноваться и правда есть из-за чего: двойники похожи вплоть до шрама на животе.
Режиссер Дени Вильнев — самый заметный канадский экспорт последних лет. Он не чурается сложных тем и в каждом новом фильме демонстративно изобретает новый творческий стиль, так что уличить его в самоповторах или попросту угадать авторство представляется довольно сложным. Объединяют его фильмографию лишь два заметных свойства — непроходимая, почти клиническая серьезность и постоянное ощущение, что все это уже было сделано кем-то другим и намного лучше. Предыдущая его коллаборация с Джейком Джилленхолом, «Пленницы», походила на творение уцененного Финчера, у которого из памяти к тому же стерли клипмейкерский опыт: кино двигалось с черепашьей скоростью (пускай и облагороженной балетной грацией великого оператора Роджера Дикинса) и мало что имело за душой, кроме тяжелой атмосферы североамериканской провинции. До этого у Вильнева были крайне тепло принятые «Пожары», которые начинались с выполненного в рапиде кадра под аккомпанемент группы Radiohead, а далее превращались в исследование последствий войны на Среднем Востоке с инцестуальным поворотом под конец. Еще раньше случился «Политех» — черно-белая экранизация бойни в монреальской школе, по ритму похожая на «Слона» Ван Сэнта, а по глубокомысленности — на творение перечитавшего серьезных книг студента.
В основе «Врага» — роман писателя Жозе Сарамаго, который тоже любит решать экзистенциальные вопросы, но хотя бы заворачивает их в чуть более игривую обертку. Вильнев в меру прилежно следует за перипетиями исходника, но в результате получает свой самый абстрактный, нелепый и, в общем-то, разоблачительный фильм. До этого бывший адептом спекулятивного, в чем-то очень театрального, но все же реализма, во «Враге» режиссер бросается в омут глубокомысленного арт-кино, каким оно представлялось авторам начала нулевых. Заливать кадр такой противоестественной желтизной, использовать столь лобовые сексуальные метафоры и пускать настолько ничего не обозначающих голых женщин по темным коридорам было модно именно в период, когда умное кино казалось тем умнее, чем сильнее зритель чесал затылок.
«Враг» Вильнева кажется обманом по всем статьям, упражнением в стиле, за который давным-давно стало принято бить по рукам, — Линч без легкости безумия, ранний Нолан без смекалки. Тем временем окончательное падение режиссера в пучину дурного вкуса оборачивается одним неожиданным плюсом — это самое смешное кино, что Вильнев когда-либо снимал. Герой Джилленхола приходит в оцепенение при виде себя в дурном фильме. Мама (что показательно, в исполнении Изабеллы Росселлини) советует ему же забыть свою воображаемую жизнь третьесортного актера. Второй Джилленхол репетирует знаменитые строчки про измену жены из «Бешеного быка», прежде чем пойти выяснять отношения с первым. Последние пять секунд «Врага» мало того что почти оправдывают его существование, но еще и являются шедевром бессловесной комедии — пересказать эту сцену было бы спойлером, но и сделать это в принципе не представляется возможным. По ходу «Врага» то и дело начинает казаться, что Вильнев издевается, при этом не до конца ясно, в каких именно местах — предельно серьезных или с шутками. И вообще, он правда шутит или просто так выходит? Поверить в первое довольно страшно — придется же идти проверять, не шутил ли автор все эти годы.
От фильма «Враг», синопсис которого хоть и обещал нечто действительно интересное и увлекательное, я никак не ожидал случившегося во время просмотра со мной. Видимо все дело в том, что я был к этому совсем не готов, или вернее готов совсем ни к этому. Хотя конечно же, это произошло исключительно у меня в голове, чему авторы фильма, думаю если бы узнали, порадовались. У другого зрителя в голове наверняка будет что-то другое, а кто-то фильм сочтет полной ерундой. Я лишь могу рассказать о своем восприятии. Далее будут спойлеры, но без этого никак. Тема двойников и раздвоения личности прямо скажем достаточно избитая, и каждый легко на вскидку вспомнит необходимые примеры, но здесь, по моему не вполне это. Если постараться не вдаваться во все подробности и перечисление всех сюжетных поворотов, то можно предположить что весь фильм это просто сон, от начала до конца, образы подсознания, рвущиеся наружу. Две субличности противостоят друг другу, более агрессивная хочет взять вверх, но в итоге погибает, а над всем этим возвышается паук - образ деспотичного и властного человека - в нашем случает скорее всего образ матери. Не зря один из героев избегает общения с матерью, не отвечает на её звонки, а единственная показанная в фильме встреча, когда герой пытается рассказать матери о том, что видел своего двойника, проходит под знаком того, что мать отрицает саму возможность этого, то есть фактически отрицает одну из личностей, одну из сторон собственного сына, или просто не хочет её замечать. Ещё один плюс в пользу того, что паук это образ матери, это последний финальный кадр, когда беременная жена (будущая мать) заходит в комнату, а герой, последовавший за ней видит там огромного паука. Не удивлюсь, если окажется, что фильм является хотя бы частичной экранизацией чьего-нибудь сновидения, например автора литературного первоисточника Жозе Сарамаго, хотя наслышан что фильм от книги отличается не в лучшую сторону. Все это исключительно только мой взгляд на картину и моя версия увиденного, кто-то наверняка воспримет её иначе, как например фильм об инопланетянах. Кино вполне себе располагает к самым разным интерпретациям. Не знаю какая у фильма прокатная судьба, но какие-нибудь двери в голове он открыть может.
Представляю, какой ушат говна завтра выльют в отзывах на фильм "Враг" те, кто повалит на него после рабочей недели как на киношку с Джилленхолом. Но вы не слушайте и не читайте ничего, а просто посмотрите. Особенно это касается тех, кто настолько соскучился по фильмам Линча, что обрадовался даже переизданию "Твин Пикса".
Я вот очень соскучился. И получил огромное удовольствие. Гипнотическое совершенно кино, сюжета которого хватило бы на 20 минут, но оно длится и не отпускает. И всё это время режиссёр, монтажёр и особенно композиторы будто какими-то микроскальпелями медленно и осторожно делают душевную микрооперацию в зрителе.
Фильм прервётся ещё до того, как пройдёт наркоз. Больной так и не узнает, что это была за операция и чем она для него закончилась. Следуя тактике жаждущих власти диктаторов, авторы добиваются контроля над разумом зрителя, ограничивая его доступ к информации, подвергая всё цензуре и представляя лишь удобные им самим части мозаики.
Лично для меня это психологическая драма о переживании супружеской неверности с точки зрения изменившего - как "Внутренняя империя" (или, по крайней мере, о переживании тяги к случайным связям и неспособности быть верным), о сводящем с ума грузе жизненных неудач, несбывшихся надежд (собственных и материнских). Герой справляется с этой своей патологической, тревожащей его субличностью и добровольно ступает в паутину.
В паутину проводов над городом, паутину трещин на стекле машины, паутину человеческих отношений.
Нудноватый психологический триллер, весь фильм очень ждешь небанальную развязку, но и тут провал.
Игра Джилленхола хороша, но на этом все. Тянули, тянули, но не вытянули.. и с накалом напряжения явный перебор.
Эти так называемые "задумчивые и угрюмые триллеры" первоначально могут захватывать, привлекая к себе внимание некоторым мистицизмом и выбранными не самыми плохими актерами, финально они все же вызывают рассеивание внимания: вторую половину фильма я не мог заставить себя вылезти из телефона; эта вторая половина показалась проведенными в зале кинотеатра двумя часами. Не меньше.
"Враг" относится к разряду гениальных фильмов, которые могут смело претендовать на звание "лучшего фильма года".
Этот фильм лучше смотреть два раза, причем подряд - только тогда вы сможете по-настоящему оценить идею и мастерство автора сценария и режиссера, воплотившего этот сценарий в жизнь,
На последней секунде первого просмотра я тихо сказал "What .... THE... FUCK?!", но потом не поленился и потратил еще минут сорок, исследуя сценарий фильма и его значение в интернете. Даже посмотрел интерпретацию смысла фильма на You Tube.
Казалось бы, это плохой знак, если, чтобы понять фильм, нужно еще копаться в интернете.
Но попробуйте сами, и вы поймете, о чем я говорю.
Всем любителям кино-деликатесов, требующих размышлений и оставляющих неоднозначное послевкусие фильм "Враг" однозначно рекомендуется к просмотру.