Синема-верите с криминальным сюжетом про албанских эмигрантов. «Пальмовая ветвь» за лучший сценарий в Каннах-2008.
Драма |
19 мая 2008 |
1 час 45 минут |
Хорошая девушка Лорна (Доброши), родом из Албании, работает в бельгийской химчистке и ждет, пока ее муж, героиновый наркоман Клоди (Ренье), умрет от передозировки, а ее любимый с красивым именем Сокол сможет приехать и открыть вместе с ней кафе-кулинарию. И Лорна, и Клоди, и Сокол — элементы затейливой схемы, придуманной местным мелким бандитом (Ронджоне): албанка фиктивно выходит замуж за бельгийца, получает гражданство, потом становится вдовой, и на ней фиктивно женится русский бизнесмен (Яковлев), также нуждающийся в гражданстве.
Оставаясь вполне в своем репертуаре (все тот же унылый Льеж, все те же короткостриженые бедные девушки, все та же пачка евро как двигатель сюжета), Дарденны не то чтобы повторяются, но несколько понижают ставки. Больше обычного экспериментируя с нарративом — и где-то выигрывая в занимательности, если это слово здесь уместно, — они запускают бациллу хаоса в свой очень основательный, очень монументальный, несмотря на приемы синема-верите, мирок. И когда — в последней четверти фильма — спохватываются, уже поздно: финал (и то, что ему предшествует) выглядит искусственным, что для такого кино смертельно. Как ни нахально это звучит в отношении дважды каннских лауреатов, в «Лорне» они не всегда справляются с управлением — это по-прежнему высочайший класс работы с актерами и вообще местами вполне душераздирающая штука, но чего-то здесь положительно не хватает, а что-то определенно лишнее. В том смысле, что «Молчание» чуточку меньше, чем предыдущие фильмы Дарденнов, похоже на Священное Писание и чуточку больше — на реализацию программ Евросоюза по борьбе с нелегальной иммиграцией, бедностью и плохим самочувствием.