Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
9.8

Выставка в Москве
Василий Верещагин

Новая Третьяковка, закончилась 15 июля 2018
Новый блокбастер про географию жизни известного русского живописца

Цель этой огромной ретроспективы (500 экспонатов!) — показать личность Верещагина, исследователя, путешественника, воина, которая и помогла ему по-новому показывать батальные сцены в своей живописи. Выставка структурирована по географии его путешествий — от Японии до Индии и Туркменистана, а ее главная художественная цель — заставить задуматься о границах реалистического подхода в работах художника.

  • Василий Верещагин – афиша
  • Василий Верещагин – афиша
  • Василий Верещагин – афиша
  • Василий Верещагин – афиша
  • Василий Верещагин – афиша
Живопись, Классическое искусство

Как вам выставка?

Отзывы

9
Галина Цветаева
491 отзыв, 1133 оценки, рейтинг 637
14 марта 2018

Очередной масштабный проект в Третьяковке на Крымском валу. И это здорово, очень актуально в свете политических событий последнего времени, напомнить о жестокости, беспощадности войн. Верещагин совершил переворот в искусстве батальной живописи. Батальная живопись прославляла завовевателей войны, а Верещагин показал ужасные преступления, которые на них творятся, он выступал в своих произведениях, как обличитель бесчеловечности войн. В 1901 году Верещагин даже выдвигался на Нобелевскую премию мира, это не просто так. "Больше, чем художник"- писал Крамской о Верещагине. Василий Васильевич обладал смелостью и прямотой. "Я всегда буду делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу нужным",-писал художник. Он изображал гибель русских воинов, его осуждали за такую живопись, это было совсем не патриотично. Верещагин видел варварство, жестокость. Это особенно заметно в работах "Представляют трофеи", "Торжествуют"- отрубленные головы русских солдат свалены горкой или посажены на кол. Совсем не героически выглядят такие произведения. Такую дикость нам никогда не понять и не объяснить.
Еще при жизни он был самым известным в мире русским художником, лично подготовившим 60 своих выставок в России, Европе и Америке. Верещагин сам оформлял свои выставки, большое внимание уделял подаче своих произведений, в зале звучала музыка. При показе этнографических работ музыка только усиливает впечатление от картин. Так он познакомился со своей второй женой Лидией Васильевной Андреевой- пианистной, которая приехала из Москвы, чтобы музыкально сопровождать выставки Верещагина в Америке.
Выставка выстроена в соответствием с географическими путешествиями Верещагина. Много этнографических работ. Жаркий Восток в своем многоцветье. Сейчас вряд ли кто-нибудь такое увидит, уже и Восток изменился, нет такой заманивающей экзотики.
Кроме художественных произведений Верещагина, много рисунков, фотографий, есть оружие, восточные одежды, фарфор, шелк.
Верещагин не был пацифистом, в 60 лет он отправился на войну с Японией и погиб на крейсере, подорвавшемся на мине.
На раме работы "Апофеоз войны" написано "Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим"- звучит, как завещание.
Великий художник, при жизни часто и много подвергался критике. Ну, пусть "снег у него не очень получался". Его работы очень философские. Произведения Верещагина не только для глаз, они и для сердца.

10
0
10
Kriemhild
16 отзывов, 23 оценки, рейтинг 32
29 апреля 2018
Замечательно

Выставка, которая захватывает даже человека, не особенно любящего Верещагина - вот меня, например, захватила, и хочется сходить еще. Выставка очень масштабная и представительная. Конечно, встречает посетителей "Апофеоз войны", куда же без него, но потом начинается совсем другой и очень разный Верещагин. Средняя Азия, север России, Иерусалим, Индия, Китай, Япония, хитровато улыбающийся дворецкий - все здесь, захватывает и не отпускает. Когда не любишь батальную живопись, не особо любишь портреты, вполне можешь прожить без бытописательской живописи, но при этом все равно хочешь вернуться на выставку - для меня это свидетельство подлинной мощи искусства Верещагина. Завораживающие пейзажи, необыкновенно тщательно прописанные детали, импрессионистская Япония, выразительные портреты, изумительная графика (наброски, этюды, зарисовки) - здесь представлено все. Картины собраны из частных коллекций и из различных музеев. Вместе с живописью и графикой представлены предметы быта, религиозные маски, оружие, двери мавзолея в Самарканде - все то, что с такой скрупулезной точностью выписывал художник.
Картины сопровождаются подробными пояснениями, и вот тут меня поджидала ложка дегтя. Портрет индуса сопровождается следующей подписью следующего содержания: "Благородные черты лица и уверенная поза говорят о том, что перед нами представитель высшей касты" (за дословность не ручаюсь, ибо фотографировать запрещено, но "благородные черты лица" точно были). Я готова согласиться с уверенной позой, но благородные черты лица? То есть в Третьяковской галерее нам предлагают делить людей на сорта по внешнему виду? Портрет раба-перса сопровождается подписью, которую вообще невозможно понять. "Высшая интеллигенция персов", сообщают мне, приводила к тому, что они, даже будучи рабами у туркмен, могли достичь, так сказать, степеней известных. Что такое "высшая интеллигенция"? Может быть, калька со supreme intelligence, т.е. острый ум, интеллект? Но каким образом подписи к картинам Верещагина могли переводиться с английского? И почему мне опять предлагают какой-то плохо завуалированный расизм? Весь Верещагин, вообще-то, об интересе к людям - всех рас, всех культур, всех народов. Интересе, который возможен только тогда, когда никто никого не делит на касты и высшие и низшие категории. Когда человеку действительно, от души, совершенно искренне хочется понять жизнь людей иной культуры, когда они проникаются этой жизнью. Так что не ожидала я таких подписей. Как-то они меня очень неприятно резанули. Но картины Верещагина за них ответственности не несут, и на выставку я, наверно, еще вернусь.

3
0
9
Maria
10 отзывов, 55 оценок, рейтинг 6
12 июля 2018

Вся выставка заставляет размышлять и восхищаться!
Верещагин - один из самых известных художников-баталистов, но все сцены военных действий и убийств написаны антимилитаристом. Столько любопытства, жажды познания, интереса к миру, к людям, его населяющим. Такой человек способен ценить жизнь, такой человек понимает что из себя представляет апофеоз войны. Портреты, пейзажи, рисунки, эскизы на мирные темы - национальные костюмы, орнаменты, лица, бытовые сцены, храмы, дворцы, горы, степи - он невероятно разноплановый и многогранный.
Особо впечатлили индийская и японская серии.

1
0
9
Oleg Kolesnikov
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 8
6 июля 2018

Выставка впечатляет! Но! Некоторые работы подсвечены просто ужасно, все бликует, невозможно смотреть. И еще дети! Зачем тащить с собой детвору 4-5 лет? Им это не интересно, они галдят, мешают! Женщины с колясками очень удивили. Если вам так хочется посмотреть выставку приходите без детей, вы мешаете другим людям! Почему бы не оранизовать часы для посещения с детьми, например, до обеда, а потом не пускать с детворой. И почему выставки не имеют возрастного ценза, как фильмы? Верещагин не детский художник и для детей до 10 лет это не интересно.

0
0
1
Anna Khachapuridze
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
7 июля 2018

Самая неудачная выставка последних лет. Мало. Скучно. Банально. Без избминки.

0
1

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все