Сценаристка «Границы. Таежный роман» и автор идеи «Ликвидации» — культовых сериалов нулевых — Зоя Кудря в начале десятых написала для Первого канала детектив, лишь отчасти основанный на реальных событиях. А именно истории первого советского маньяка Владимира Ионесяна, который убивал людей, в том числе и детей, представляясь сотрудником «Мосгаза». Действие сериала начинается в 1962 году, когда в одном из московских районов неизвестный убивает мальчика (в роли жертвы — маленький Семен Трескунов), на место преступления прибывает уже опытный майор Черкасов и совсем юная Соня Тимофеева в исполнении Марины Александровой. Кстати, в реальном деле именно работа молодого криминалиста Софьи Файнштейн сыграла главную роль в поимке Ионесяна. Здесь же Соня — внучка отставного генерала и друга Черкасова — является связующим звеном для мира милиции и столичной богемы. Неслучайно сериал, режиссером которого выступил любитель ретро Андрей Малюков, начинается не только с уголовного дела, но и со скандального посещения Хрущевым (Сергей Лосев) выставки авангардистов в Манеже, а на роли художников и артистов были призваны популярные Светлана Ходченкова, Юрий Чурсин, Максим Матвеев и Агния Кузнецова. Впрочем, «Мосгаз» всегда отличался внушительным актерским составом и общественно-политическим контекстом, который зачастую мало интересовал майора Черкасова.
Как и первый сезон, «Палач» следует фабуле классического детектива, где преступника нельзя вычислить почти до финальных серий. Однако здесь криминальный след из середины 1960-х, когда 9 мая происходит убийство обычного старшеклассника, ведет к военным преступлениям. Этот сезон тоже основан на реальной истории разоблачения Антонины Макаровой — одной из трех женщин, расстрелянных в СССР после смерти Сталина. В годы Великой Отечественной войны она служила немецким оккупационным властям и убила, по некоторым версиям, около 1500 партизан и мирных жителей (суд признал ее виновной в смерти 168 человек). «Палача» можно назвать самой эмоциональной частью саги — и дело здесь даже не в герое Андрея Смолякова, который от сезона к сезону, особенно если говорить про первую часть франшизы, с более горячим сердцем реагировал на преступления, а в актерской игре главных подозреваемых. Тяжелее всего приходится Виктории Толстогановой и Юлии Пересильд, для которой работа в «Мосгазе» стала первой столь объемной и драматической главной ролью в кино.
Криминальные 1960-е продолжаются, хотя дело той же Тоньки-пулеметчицы в реальности происходило уже в конце 1970-х. Вот и в «Пауке» создатели «Мосгаза» опять немного сдвинули ход истории и взяли за основу другое громкое дело 1970-х — ограбление Госбанка Армянской ССР, которое считается самым крупным хищением в Советском Союзе. Впрочем, в данном случае это скорее фон для других преступлений — в московском Доме моды одну за другой убивают манекенщиц, причем следов, кроме редкой шелковой ткани красного цвета, на месте преступлений нет. Для того, чтобы найти убийцу, а заодно и раскрыть ограбление Гознака, в Дом моды отправляют ту самую Соню Тимофееву, которая должна втереться в доверие не только к эксцентричным женщинам, но и маэстро в исполнении Дмитрия Астрахана. Именно с «Паука» начинаются более сложные и объемные детективные сюжеты всего цикла «Мосгаз», когда отдел Черкасова все больше вступает в конфронтацию с КГБ, где отличником госбезопасности мечтает стать Роберт Лебедев (Сергей Угрюмов), рассчитывающий к тому же еще и жениться на Соне. Но личное тут уже слишком сильно смешивается с политическим, недаром в сезоне появляются и американский шпион, и двойные агенты — нет, не между странами, а между МВД и КГБ.
Первый сезон «Мосгаза», не основанный на реальном деле, а представляющий скорее собирательный образ советских преступных группировок, можно назвать самой жестокой частью всего цикла — недаром даже зрители писали об ощущении, что действие происходит в начале не 1970-х, а 1990-х. «Шакал» начинается с расстрела двух инкассаторов, показанным режиссером Евгением Звездаковым (он же снимал «Паука» и «Последнее дело») во всех подробностях, а потом и вовсе переходит к кровожадным налетам то на универмаг, то на ювелирный магазин, где убивают десятки человек. В отличие от предыдущих сезонов, здесь сразу показывают киношную банду: абсолютное зло в лице мажора, которого играет Павел Чинарев, его прихвостня-сторожа (Юрий Ицков), психа (Андрей Феськов) и молодой пары (Александра Бортич и Сергей Белов), помешанной на фильме «Бонни и Клайд». Кстати, смешно, что фильм Артура Пенна для сериала переиграли Анастасия Стежко и Петр Рыков. Конечно, советским «Бонни и Клайду» грозит та же киношная участь. Однако дело майора Черкасова, тут в кои-то веки испытывающего все пять стадий принятия горя, вплоть до увольнения, ведет не только к исполнителям, но, главное, — к заказчикам — в ряду высших чиновничьих органов. И именно это дело показывает, что даже среди номенклатуры может прятаться крыса.
Не удивительно, что после «Шакала» создатели «Мосгаза» решили сделать шпионский детектив, к тому же и действие уже дошло до середины 1970-х, а холодная война в сериале пока так и не фигурировала. Здесь американцы понимают, что СССР готовит спецоперацию, а советские конструкторы (в их числе даже Владимир Ильин, сыгравший в другом фильме Королева) по дороге к Брежневу обсуждают плюсы и минусы ракетного топлива и ядерного оружия. Есть даже агент ЦРУ по имени Лора Купер (Яна Сексте) — и тут создатели «Мосгаза» очевидно передают привет «Твин Пиксу». К тому же криминальный сюжет начинается с неизвестного женского тела, обнаруженного в коллекторе. Все указывает на несчастный случай, но Черкасов — теперь уже не майор угрозыска, а обычный участковый — понимает, что все не так однозначно. Расследование неожиданным образом выводит героя Смолякова на шпионский заговор, которым занимается его главный оппонент — Роберт Лебедев. Эта часть, за которую отвечал режиссер Юрий Мороз (так что, естественно, в сериале не обходится без Виктории Исаковой, представленной тут, правда, в образе хромой и подслеповатой сотрудницы секретной лаборатории), вновь отсылает к реальной истории — советского инженера и агента ЦРУ Адольфа Толкачева, а майора Черкасова заставляет мириться с диктатом КГБ.
Шестой сезон недаром в какой-то момент носил подзаголовок «Новое дело майора Черкасова», иллюстрируя тем самым условный перезапуск франшизы. Во-первых, в «Формуле мести» герой Смолякова снова возвращается в МУР — пусть теперь и под руководство Сони Тимофеевой. Во-вторых, сезон возвращает зрителей к первому «Мосгазу» и снова сталкивает советскую милицию и богему. В-третьих, как было когда-то в «Шакале», дела теперь становятся лишь слепками собирательных образов преступников и преступности времен СССР, так напоминающих лихие 90-е. В «Формуле мести» на первый план выходит проблема наркомании. В 1977 году с крыши Дома работников искусств сбросили студента архитектурного института, в карманах которого нашли квитанцию со скачек на Московском ипподроме. А там уже находятся и новые жертвы, в крови которых обнаружен синтетический наркотик. В числе подозреваемых — не только жители элитного дома, но и отсидевший массажист Бузырев в исполнении Сергея Гармаша. Разгадка преступления, впрочем, не так проста, как кажется на первый взгляд, и ниточки дела ведут в высшие правоохранительные органы, что станет лейтмотивом последующих фильмов про Черкасова.