В Петербурге снова неспокойно: людей (а точнее, власть имущих и предержащих) убивает не только климат, но и появившийся вигилант в птичьей маске, который просит называть себя Чумным Доктором. Отловить злодея берется круто сваренный, не соблюдающий протокол коп по имени Игорь Гром (Тихон Жизневский), благодаря своей харизме и кепочке похожий на Глеба Жеглова. Место встречи изменить нельзя: если Петербург, то бандитский, если улицы, то разбитых фонарей, если герой, то полицейский. «Майора Грома» легко прочитать как охранительный манифест — все зло в фильме исходит от социальных сетей (правда, вместо «ВКонтакте» фигурирует выдуманная сеть «ВМесте»), злодеем оказывается местный Павел Дуров, возомнивший себя Бэтменом, а его последователи — бунтовщиками, которые раскачивают лодку. Однако чтобы прослыть чуть более прогрессивными ребятами, режиссер Олег Трофим («Лед»), продюсер Артем Габрелянов и студия Bubble в финале пытаются уравновесить это охранительство «судебной реформой», которая действительно давно назрела. Выглядит этот ход, если честно, довольно дешево и как-то натужно, а попытка усидеть на двух стульях одновременно оборачивается тем, что создатели фильма садятся в лужу. Впрочем, ладно, даже если оставить в покое идеологию фильма (в конце концов, нолановский «Темный рыцарь: Возрождение легенды» тоже был своего рода охранительным манифестом, вдохновленным «Повестью о двух городах» Чарлза Диккенса), то все равно останется несовершенное, избыточное и невероятное затянутое кино. Фильм идет два часа (!), что для «бэхи» (а «Майор Гром» — разумеется, «бэха») вещь сомнительная. Несмотря на то, что картина снята довольно сносно (все-таки в 2021 году даже в России научились снимать кино), ей просто не хватает дыхания на такой внушительный, почти марвеловский хронометраж. Несомненно, что многими вещами можно было бы пожертвовать на монтаже, учитывая то, что Трофим не Зак Снайдер и, к сожалению, не Найшуллер (на контрасте с «Майором Громом», кстати, особенно ярко видно, какое лаконичное и осмысленное кино «Никто»; возможно, потому, что снято оно в Голливуде, а не как в Голливуде). Безусловно, это лучше, чем «Защитники» Сарика Андреасяна, но быть лучше, чем «Защитники», — несложная задача и вообще не повод для какой-то особой гордости.
В апреле 1986 года беспечный пожарный Алексей Карпушин (Данила Козловский) собрался переводиться из Чернобыля в Киев, но тут он повстречал в парикмахерской свою любовь десятилетней давности — Ольгу (Оксана Акиньшина), после чего: а) убедился в том, что она совсем не изменилась, б) узнал, что у нее есть десятилетний сын Леша (Петр Терещенко), жутко на него похожий. Однако разобраться в своих чувствах и семейных отношениях молодые люди не успели: на Чернобыльской АЭС рванул 4-й энергоблок, который полностью разрушил реактор.
Снимать кино про чернобыльскую аварию после грандиозного мини-сериала Крейга Мэзина и Юхана Рэнка такое же безнадежное занятие, как нырять с аквалангом в резервуар под аварийным блоком, но режиссер (а также исполнитель главной роли) Данила Козловский и продюсер Александр Роднянский взялись за эту тему одновременно с телеканалом HBO, так что их, как минимум, нельзя обвинить в конъюнктурности. Для Роднянского, киевлянина, это вообще личная история, поэтому понятен его интерес к Чернобылю — и той катастрофе, которая ускорила полураспад советской империи (в том числе из-за наступившей эпохи гласности в СССР: скажем, про похожий инцидент на озерском ПО «Маяк» по-прежнему никто ни сном, ни духом не слышал, ведь дело было в 1957-м, удалось замять).
Однако из благих побуждений (в частности, из желания еще раз поведать миру об этой катастрофе) не всегда рождается удачное кино. Вот и «Чернобыль» Козловского — престранный случай. Не сказать, что картину неинтересно смотреть: она поставлена лихо и довольно динамично. Два часа с гаком пролетают практически на одном дыхание (чего нельзя было сказать про дебют Козловского, «Тренера»). В первую очередь это жанровая работа — фильм-катастрофа, а уж потом драма (в том числе и семейная). Однако, не смотря на обилия саспенса (самая эффектная сцена картины, конечно, когда на автомобиль Карпушина падают аисты — так, собственно, лента изначально и должна была называться: «Когда падали аисты»), в фильме наблюдается не только переизбыток радиации, но и героического пафоса.
Из всего этого могла было бы родиться мощная история о том, как русский мужчина настолько боится брать на себя ответственность (в частности, за почти незнакомого, но родного ему сына), что готов прыгнуть в атомный реактор. Однако Козловский слишком любит своего героя (и, возможного, самого себя), поэтому из амбивалентного Карпушина ближе к финалу лепит уже сугубо положительного героя, который бросается в омут, чтобы спасти жизнь своего облученного ребенка, а заодно и весь мир. Ну что же, его право, только вот эта «сахарная» драматургия в итоге работает ни на фильм, а против него — особенно пошлой выглядит финальная сцена с Акиньшиной и мальчиком на фоне пламенеющего заката.
Накануне XX века, в 1899 году в царской России Матвей (Федор Федотов) вместе с отцом (Тимофей Трибунцев) сводит концы с концами и работает в службе доставки еды, напоминающей современный Delivery Club. Вскоре он, однако, лишится работы, зато познакомится с бандой карманников на коньках, возглавляемой харизматичным Алексом (Юрий Борисов), и привилегированной, но прогрессивной барышней Алисой (Софья Присс), мечтающей в обход патриархальных норм стать химиком.
Новогодняя романтическая сказка с остросоциальным подтекстом, которая женит фильм-ограбление с «Титаником». Ведь, как и в шедевре Джеймса Кэмерона, тут тоже есть любовный треугольник с участием неприятного князя (Кирилл Зайцев), юной особы на выданье и бедняка с золотым сердцем, который для этой девушки становится проводником в мир эмансипации. А учитывая то, что скоро грянет революция (Алекс, например, цитирует «Капитал» Карла Маркса), легко предположить, что «Титаник» в этой истории не застрявший во льду корабль, на котором ютится банда карманников, а Россия, идущая ко дну. Также «Серебряные коньки» можно прочитать как парафраз «Аладдина»: здесь тоже уличный воришка встречает принцессу, а преобразиться юноше помогает местный джинн, который совмещает функции исполнителя желаний и амбивалентного попугая Яго (Борисов даже по ужимкам похож на него). Обе аллюзии выглядят убедительно, потому что фильм поставил миллениал, 39-летний дебютант Михаил Локшин, — сын американских интеллектуалов-леваков, которые в 1986 году попросили политического убежища в Советском Союзе. Левая идеология, голливудский сторителлинг, а также масса прогрессивных (для современной России) идей есть и в «Коньках» — не хватает разве что искры, которая смогла бы завести эту любопытную, но слишком уж умозрительную конструкцию. Многие герои так и остаются функциями, винтиками в сюжетном механизме, за исключением, пожалуй, Юрия Борисова, который слишком большой артист, поэтому в этой истории сияет сам по себе.
«Русское кино в жопе, один Федя Бондарчук молодец» — никогда еще эта фраза не была так уместна, как в 2020-м. Если с первой ее частью еще можно поспорить (русское кино медленно выходит на приличный уровень), то вторая — чистая правда. Это Бондарчук спродюсировал и снялся в «Спутнике» — первом российском фантастическом хорроре, что пришелся по вкусу Западу. Это Бондарчук спродюсировал «Чик» и снял «Психа» — едва ли не самые громкие российские сериалы 2020-го. И это же Бондарчук снял «Вторжение», главный фантастический блокбастер года в России. Предыдущую часть, «Притяжение», рекламировали как русский ответ «Дню независимости», но ко всеобщему удивлению фильм оказался нежнейшим янг-эдалтом о вреде ксенофобии. В сиквеле решили восстановить справедливость и все же устроить вторжение пришельцев в Москве. Надо отдать должное сценаристам Олегу Маловичко и Андрею Золотареву, вместо стандартного нападения гигантских кораблей устроивших вселенский потоп как воды, так и фейк-ньюс. Сценарий «Вторжения» вообще написан лучше, чем ожидаешь: в нем находится место и остроумным находкам, и смешным шуткам, и трогательным взаимодействиям персонажей. А еще «Вторжение» просто очень круто снято. Это, кажется, первый образец российского блокбастера, который по уровню и сложности графики можно с оговорками ставить в один ряд с голливудскими конкурентами. Правда, главная претензия тоже относится к ней — вернее, к обращению с ней авторов. Бондарчук настолько упивается мощью CGI, что теряет в нем своих героев в финале. Зритель же от переизбытка впечатлений к этому моменту должен чувствовать себя объевшимся варенья. Спасибо, но последняя ложечка явно была лишней.
Разрекламированная российская фантастика от сценаристов «Вторжения» и «Притяжения» Олега Маловичко и Андрея Золотарева, которая из-за пандемии сразу вышла в онлайн. Сюжет развивает идею короткометражки «Пассажир» Егора Абраменко по сценарию Романа Волобуева. Так, в СССР накануне перестройки происходит крушение космического аппарата. Один из выживших космонавтов (Петр Федоров), похоже, сам того не подозревая, привозит в себе инопланетного «безбилетника». Чтобы разобраться в ситуации и по возможности извлечь паразита из тела героя, начальник сверхсекретного бункера (Федор Бондарчук, он же один из продюсеров картины) приводит на объект психолога (Оксана Акиньшина), склонную к смелым и рискованным методам. Параллельно с фантастически-детективным сюжетом, навеянным помимо разнообразных «Чужих» еще, пожалуй, и «Прибытием» Дени Вильнева, в картине развивается социально-политический. При этом эзопова языка и сайфай-метафор здесь так много, что считать что-то свое смогут зрители с самыми разными взглядами и политическими позициями. Ну а Оксана Акиньшина, как обычно, приручает главное чудовище на съемочной площадке — камеру, и умудряется вдохнуть какую-то свою жизнь даже в этот довольно механистичный проект (с диалогами у плодовитых сценаристов пока туговато). Но, в любом случае, дебют у Абраменко вышел занимательным и многообещающим. Настолько занимательным, что американцы уже купили права на ремейк: и тут, конечно, надо обладать особым талантом, чтобы продать Голливуду его же идею.
«Волкодав» и «Викинг», которых мы заслужили. Чтобы спасти свою жену, ратнику Лютобору (Алексей Фаддеев) предстоит преодолеть опасный путь через дикие земли в компании недружелюбного наемника — скифа Куницы (Александр Кузнецов). Темное фэнтези, густо замешанное на славянской (и не только) мифологии, напоминает то «Конана-варвара», то брутальные вестерны, а иногда и вовсе срывается в «Безумного Макса» с его «Куполом грома». При относительно низких бюджетах команде Рустама Мосафира удалось снять экшен так, как в России этого еще не делал никто. А густая и вязкая атмосфера вместе с неглупо сконструированным сюжетом позволяет «Скифу» выделиться на фоне остальных историко-патриотических постановок последних лет. Кроме того, это еще и возможность оценить невероятную органику Александра Кузнецова, сыгравшего здесь настоящего древнеславянского Джокера.
Аню (Александр Бортич) бросает парень (Роман Курцын), после чего она перебирается жить на балкон к лучшей подруге (Ирина Горбачева) и стремительно набирает вес, пока не встречает обаятельного толстяка Колю (Евгений Кулик), который предлагает помочь ей с лишними килограммами, параллельно набиваясь в ухажеры. Очаровательная комедия сандэновского формата, сорвавшая джекпот на мартовские праздники — и доказавшая, что в России тоже могут снимать инклюзивное кино. Необязательный факт: чтобы артистке Бортич было не так обидно, режиссер Алексей Нужный и сценарист Николай Куликов гоняли веса вместе с ней.
История легендарного матча между сборными СССР и США по баскетболу на Олимпиаде-72, исход которого решился в три последние секунды. Спортивная драма умелого ремесленника Антона Мегердичева по сценарию автора «Легенды №17» Николая Куликова. Кино высоких достижений (первая строчка в списке самых кассовых русских фильмов всех времен) с пафосной и манипулятивной, но неглупой драматургией: в роли главного противника отечественных баскетболистов выступают не американцы, а советская власть, которая сделала даже больше американцев, чтобы наши спортсмены не победили. Несмотря на то что этот фильм выписан чрезвычайно широкими мазками, это последнее, в чем его хочется упрекнуть: кино про спорт должно вызывать такие же сильные эмоции, как и сам спорт.
Ужастик по сценарию модного Ильи Куликова («Чернобыль: Зона отчуждения», «Закон каменных джунглей»). Водителя по имени Игорь (Игорь Лизенгевич) просят доставить письмо по назначению, после чего вокруг него начинает твориться всякая чертовщина. Чтобы разобраться в происходящем, он объединится со следователем Мариной (Юлия Пересильд). «Конверт» — история про настигнутое возмездие («мы в ответе за тех, кого сбили»), от которого веет настоящий инфернальной жутью, что аж прямо мороз по коже. Классно снятая, в тревожно-гнетущей манере Москва. Симпатичные главные герои. И отлично переданное ощущение того, как в обыденную жизнь вторгается что-то зловеще-потусторонние. У тебя нет выбора, у тебя нет выхода, кроме как досмотреть это до конца.
Так уж сложилось, что лучшие примеры отечественного детского и подросткового кино ассоциируются с Семеном Трескуновым, уже ставшим лицом своего поколения. Помимо трилогии «Частное пионерское» необходимо назвать «Призрака» (тоже есть на «Нетфликсе») и «Хорошего мальчика». Обе картины, что симптоматично, сделаны по западным лекалам. «Призрак» отсылает не столько к «Привидению» с Патриком Суэйзи, сколько к славной, но незаслуженно забытой ленте Стивена Спилберга «Навсегда», а «Хороший мальчик» — к школьным комедиям Джона Хьюза: «Шестнадцать свечей», «Клуб «Завтрак», «Феррис Бьюллер берет выходной». Это, с одной стороны, щекочет ностальгические рецепторы почище «Очень странных дел», с другой — доказывает, что у нас могут снимать пре-тин- и кид-аут-кино если не на уровне современного Голливуда, то на уровне Голливуда 80-х годов. Вот это уж и правда очень странные дела.
Конфликты молодежных группировок всегда были и будут. Но лучше для всех, когда они решаются на футбольной площадке. Лента о подростках, о дружбе, о единении народов, о любви к футболу. Не переносите русский кинематограф? Посмотрите этот фильм, попробуйте изменить свою точку зрения. Любите фильмы про футбол? «Коробка» — лучшая российская картина о футболе последних лет. Нравятся качественные молодежные драмы с интересным сюжетом? Вам тоже сюда!
1609 год. Пока поляки держат в осаде Смоленск и палят по его стенам из пушек, маленький мальчик Сашка пытается пробиться к старшим: он обещает, что по воздуху на защиту города прискачет золотой царь Огненный Щит, но пока что слов своих доказать не может. Зато он берется мастерить бомбы из теста и помогать воеводе Шеину одолеть Сигизмунда Третьего. Спродюсированный Сергеем Сельяновым приключенческий мультфильм про Смутное время. В отличие от «Трех богатырей» (созданием картины занималась анимационная студия «Мельница») у «Крепости» более серьезный сюжет и почти полное отсутствие сказочности. Даже появляющейся в качестве deus ex machina царь Огненный Щит выглядит не столько «богом из машины», сколько наваждением: несмотря на помощь мудрого старца, все подвиги в мультфильме Сашка совершает самостоятельно, а пройдя несколько кругов ада, мальчик учится смотреть правде в глаза и не врать, в первую очередь, самому себе.
Киборг Генри падает с небес на Землю, а точнее — в Москву, чтобы устроить тут лютый хардкор и добраться до главного злодея в исполнении загримированного под альбиноса Данилы Козловского. В этом ему помогает проводник Джимми (Шарлто Копли), имеющий тысячу жизней. Формалистский эксперимент клипмейкера Ильи Найшуллера — фантастический боевик, снятый от первого лица и с целым ворохом звезд, но без главного артиста (роль Генри исполнили несколько операторов и каскадеров — в том числе и сам Найшуллер).
Быть может, самое важное, что случилось с детским кино в России десятых, — это трилогия «Частное пионерское» (главное — не обращать внимания на подозрительное название, обыгрывающее известный советский архаизм, в фильмах ему есть довольно изящное объяснение). Если коротко, это история невероятных приключений трех друзей-школьников: Мишки (Семен Трескунов), Димки (Егор Клинаев) и Ленки (Анфиса Вистингаузен) в Стране Советов — но с подвохом. Прелесть «Частного пионерского» в том, что оно не ударяется в слепую ностальгию, а старается трезво посмотреть на советское прошлое: вспомнить и хорошее, и плохое — не только понять, но и прочувствовать, что это было, а также посмотреть на то время чистыми детскими глазами. Трилогия медленно запрягает, но быстро разгоняется. Если первая часть — это милая (но не более того) экранизация одноименного сборника рассказов Михаила Сеславинского, то основанные на оригинальных сценариях вторая и третья серия уже по-настоящему щемящая и бесконечно трогательная история взросления в духе какого-нибудь «Гарри Поттера» (во втором фильме еще есть отсылки к Шекспиру — и надо видеть его «Ромео и Джульетту», разыгранную в рамках пионерлагерного драмкружка). Премьеру третьего фильма — настоящего, к слову, детектива — омрачила гибель Егора Клинаева. Теперь финал трилогии, в котором герои вступают во взрослую жизнь, выглядит еще тоскливее: увы, не всем из них удастся сделать это по-настоящему.
В музей-усадьбу вымышленного русского классика второго ряда приезжает наглый московской чиновник (Федор Бондарчук) и стремительно перековывается под влиянием нищей, но гордой местной сотрудницы (Ксения Раппопорт). Размышления Авдотьи Смирновой о романе власти и интеллигенции облечены в форму романтической комедии — правда, начисто лишены простодушия, свойственного этому жанру. Неизбежная общественная дискуссия об отношениях интеллигенции и народа, разумеется, последовала.