Новая картина Ангелины Никоновой («Портрет в сумерках», «Велкам хом»), снятая по мемуарам Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку? 100 писем к Сереже». Это книга посвящена непростым отношениям Карины с ее мужем, легендарным питерским кинокритиком Сергеем Добротворским. В фильме Карину, правда, зовут Кира (ее играют Аня Чиповская и Виктория Исакова), Добротворского — Добровольский (Александр Горчилин), а газету, в которой он публикуется, не «Коммерсант», а «Финансист» (ха-ха). То есть перед нами как бы история из параллельной реальности, в которой богемная и интеллектуальная пара ссорится, мирится, не может завести ребенка, а затем расстается, но даже спустя 17 лет Кира не может забыть возлюбленного, поэтому находит молодого любовника (Юрий Борисов), похожего на него. Главное — совершенно непонятно, зачем нужно это кино? Собственно, это и не фильм, а какой-то караван историй. Не история любви, как настойчиво твердят создатели картины, а история абьюза в самых страшных гетеронормативных отношениях. Ужасно написанная, сыгранная и поставленная. Видно, что этому скрюченному голему очень трудно передвигаться, поэтому он перемещается с помощью «костылей» — закадрового голоса Виктории Исаковой (то есть здесь нарушено первое правило кино: не рассказывать, а показывать). Еще картина может похвастаться, пожалуй, худшей репрезентацией кинокритиков в истории мирового кинематографа (коллеги со мной согласятся). Сергей Добротворский — киновед, философ, мыслитель, но никак не Александр Горчилин, который играет его бледную копию (при всем уважении к Александру). Вообще в картине все выглядит настолько фальшивым, что начинаешь сомневаться, а действительно ли первая работа Никоновой, «Портрет в сумерках», — хороший фильм. И что произошло с режиссеркой? Много, слишком много неудобных вопросов повисает в воздухе. С уверенностью можно сказать только одно: этого фильма могло бы не быть. И лучше бы его, наверное, не было.
Одноименную пьесу актриса и режиссерка Рената Литвинова в 2017 году успешно поставила на сцене МХТ имени Чехова, но фильм вовсе не является ее экранизацией, а, как отметила сама постановщица, продолжает ее. В центре фантасмагории находится мир матриархата, где всем заправляют исключительно грациозные женщины, но внезапно для всех происходит невиданное — грянул некий хаос. Все создано и снято, разумеется, по-литвиновски экстравагантно, гротескно, мрачно, вычурно и в то же время невероятно изысканно. «Северный ветер» Литвинова поставила по собственному сценарию, а музыку, как и в случае с пьесой, доверила Земфире. В картине сыграли Галина Тюнина, Светлана Ходченкова, Никита Кукушкин, Татьяна Пилецкая, Софья Эрнст, Антон Шагин, Манана Тотибадзе и, разумеется, сама Рената Литвинова.
Совершенно новый проект Жоры Крыжовникова — духоподъемная комедия о большой семье, которая везет отца со смертельным диагнозом на Грушинский фестиваль авторской песни, чтобы тот исполнил мечту всей жизни — спел песню, созданную им еще в молодости. Крыжовников написал сценарий вместе с Алексеем Казаковым (вместе они уже работали над обеими частями «Горько!» и мюзиклом «Самый лучший день»). Главную роль исполняет Сергей Бурунов, на харизме которого, судя по всему, и будет держаться картина. Кроме Бурунова в фильме снялись Анна Михалкова, Семен Трескунов, а также певица Лиза Монеточка.
Экранизация Олегом Погодиным («Непобедимый», «Дом») одноименной сказки Петра Ершова, которая превратилась в масштабный сказочный древнерусский блокбастер, где Ивана-дурака сыграл Антон Шагин, а его верного Конька-горбунка — Павел Деревянко, подаривший CG-персонажу не только голос, но и мимику. Из-за использования передовых цифровых технологий motion capture, а также переизбытка не только компьютерной графики, но и звезд российского кино (Паулина Андреева, Ян Цапник, Михаил Ефремов, Ляйсан Утяшева, Александр Семчев и Олег Тактаров) бюджет картины составил 600 миллионов рублей.
Первый якутский фильм в конкурсной программе «Кинотавра»: большое событие. Это новая картина хедлайнера якутского кинобума Дмитрия Давыдова. Напомним, что первую самую мощную его картину «Костер на ветру» показали на омском «Движении» (канадском ImagineNATIVE и Пусане). Вторую — «Нет бога кроме меня» — на выборгском «Окне в Европу» (не самый удачный выбор: фильмы с этого форума редко выходят в прокат и часто исчезают со всех радаров). Третья наконец-то добралась до Сочи, где порадовала зрителей и критиков. В центре повествования — знахарка (Валентина Романова-Чыскыырай; приз «Кинотавра» за лучшую женскую роль), которую боятся и шеймят жители деревни, что, впрочем, не мешает им периодически обращаться к ней за помощью. Про новый фильм Давыдова можно сказать ровно то же самое, что и про предыдущие: он сделан неизменно качественно, но как-то слишком правильно и тоскливо. Как будто постановщик хорошо освоил учебник по драматургии, но не избавился от синдрома прилежного ученика. Из-за этого его кино отдает какой-то надуманностью и сконструированностью. Однако чего точно не отнять у «Пугала», так это впечатляющих финальных титров. Гран-при «Кинотавра»-2020.
Ностальгически-поколенческий и очень личный проект от создателей сериалов «Мир! Дружба! Жвачка!» и «Звоните ДиКаприо!», который планировалось изначально распространять в формате двухминутных эпизодов через мессенджеры, но в итоге превращенный в полнометражную картину. Режиссер Дмитрий Ефимович вместе с продюсерами Антоном Щукиным, Артемом Логиновым и Антоном Зайцевым снова погружают зрителей в лихие 90-е и рассказывают, как герой стендапера Стаса Старовойтова направляется с семьей к отцу, по дороге вспоминая эпизоды из детства, тесно связанные с батей (Владимир Вдовиченков) и взаимоотношениями с ним. Естественно, авторы не только эксплуатируют всем известные ситуации, связанные с родителями, но и, вероятно, задаются вопросом — а что же значит быть хорошим отцом? В фильме также снялись Надежда Михалкова и Елена Лядова — реальная жена Вдовиченкова (до этого они вместе играли в звягинцевском «Левиафане» и хорроре «Тварь»).
Новая спортивная драма (и по совместительству новый фильм ушедшего уже почти десять лет назад в треклятый мейнстрим славного автора Николая Хомерики) рассказывает ни много ни мало про лыжи. А точнее про олимпийскую чемпионку Елену Вяльбе (Ольга Лерман) и ее непростой путь к славе (при этом, что интересно, Вяльбе в 8 лет играет внучка Вяльбе — Ангелина). Картина подхватывает нас где-то в 70-е, а затем на всех порах мчит к чемпионату мира по лыжным видам спорта в Норвегии в 1997 году, параллельно рассказывая об отношениях героини с родителями, возлюбленными и сыном. Стоит сказать, что, как и в предыдущих жанровых работах Хомерики («Ледоколе», «Селфи», «Девятой»), в этой картине не чувствуется авторского почерка, да он, наверное, тут и не нужен. Это ремесленное кино, но поначалу его довольно тяжело смотреть: оно похоже не столько на «Движение вверх», сколько на «Ералаш», а затем и вовсе на девяностническую мелодраму типа «Принцессы на бобах» — только с полетами на вертолете. Однако когда дело доходит до спортивных состязаний (а под них отведена финальная треть фильма), «Белый снег» превращается в воодушевляющее и вдохновляющее зрелище, потому что спорт рулит.
Роман Каримов решил закрыть все гештальты. Он не только спустя десять лет вернулся к героям «Неадекватных людей» (своего главного хита), чтобы рассказать, что с ними случилось, но и снял сиквел своей комедии «Гуляй, Вася!» (напомним, что Вася — это не парень, а девушка, которую играет Любовь Аксенова). Действие продолжения происходит на Бали, где Паше (Борис Дергачев) снова представится возможность замутить с Васей, в то время как Макс (Роман Курцын) постарается расправиться с Митей (Ефим Петрунин) и вернуть Настю (Софья Райзман). Ожидать от этой Санты-Барбары той же глубины, что от сиквела «Неадекватных людей», наверное, не стоит, а стоит помнить, что людская дурь непобедима, что это кино блистательно и подтверждает.
Перспективный режиссер российского мейнстрима Алексей Нужный уверенно наращивает темпы производства картин. Вслед за отгремевшими «Огнем» и «Обратной связью» он выпускает семейное драмеди, но с сайфайным привкусом «Назад в будущее». Герои Сергея Бурунова (Женя) и Марии Ароновой (Саша), живущие в прекрасной киберпанковской России 2040-го, после 20 лет брака стали друг другу словно чужими — постоянно собачатся. Однажды они случайно попадают в 2020-й и решают, отыскав собственные молодые версии себя, не дать свадьбе случиться, да и вообще, отговорить их быть парой. Молодых героев сыграли Денис Парамонов и Дарья Коныжева, а за продюсированием ленты стоят гиганты индустрии Никита Михалков, Антон Златопольский и Леонид Верещагин.
«Нос» — грандиозная вещь, которую хочется сравнивать не с другим экспериментальным кино, а с новопроцессуальными операми Бориса Юхананова (кстати, у них один и тот же продюсер — Сергей Адоньев). Формально — это экранизация повести Н.В.Гоголя и новаторской оперы Дмитрия Шостаковича. На деле — авангардный мультфильм в трех снах или актах, которые по своему метанарративному устройству похожи на «Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана. Хржановский-старший смешивает явь и грезы, вымысел и правду, чтобы на выходе получить настоящий сюрреалистический кошмар, главными героями которого становятся Гоголь, Шостакович, Всеволод Мейерхольд, Михаил Булгаков и Иосиф Сталин. При этом, если итоговый месседж картины читается легко (это реквием по представителям русского авангарда и всем «не таким», которые были уничтожены советским режимом), того же нельзя сказать про его содержание и уж тем более форму. В своих экспериментах со структурой и визуальной выразительностью режиссер заходит очень далеко. «Нос» — синкретичное произведение, работающее на стыке сразу нескольких видов искусств: литературы (сценарий Юрия Арабова), музыки, игрового и анимационного кино. Он обескураживает, смущает, выводит из себя, сбивает с толку, вызывает изумление, выносит мозг и проверяет на прочность вестибулярный аппарат (особенно — в первые 30 минут), но в итоге запоминается как нечто большое, требующее серьезного осмысления.
Основанная на серии одноименных комиксов российского издательства Bubble Comics отечественная супергероика про полицейского Игоря Грома (Тихон Жизневский), который сталкивается в Санкт-Петербурге с загадочным суперзлодеем в маске Чумного Доктора. Последний, убежденный в своей правоте борец за справедливость, убивает тех людей, которые в свое время ушли от наказания, дав на лапу или воспользовавшись своим влиятельным статусом. Фильм вырос из короткометражки, поставленной Владимиром Бесединым в 2017 году. Теперь же срежиссировать полный метр доверили клипмейкеру Олегу Трофиму, снявшему первый «Лед».
Об этом стоит предупредить заранее: несмотря на то что Аня Чиповская красуется на постере фильма (вполне понятный промоход), в самой картине ее не так уж и много. Все дело в том, что она играет взрослую версию главной героини, которую зовут Машей. В юном же возрасте Машу играет талантливая Полина Гухман. Что касается самого фильма, то по сюжету в самый разгар лихих 90-х обладающая невероятным голосищем и любящая джаз Маша растет в семье бандюганов: ее дядя — крупный мафиози по прозвищу Крестный (Максим Суханов), отец — «коммерс», мама (Ольга Гулевич) — жертва обстоятельств, а друзья — братки со стволами, которым, впрочем, не чужда романтика и тяга к прекрасному: кто-то из них сочиняет стихи, а кто-то рыдает над монологом Скарлетт О’Хары. В общем, жизнь идет своим чередом, но вскоре мир девочки (и так не сказать, чтоб радужный) рухнет, а ей только и останется, что перебирать осколки. Жаловались на мизогинного «Быка» Бориса Акопова? Так получите его феминистскую версию, которую поставила дебютантка Александра Пальчикова (кстати, у «Маши» и «Быка» один и тот же оператор, Глеб Филатов). В кадре снова реквием по лихим 90-м, снова юные миллениалы и снова Сергей Двойников в роли отморозка, только теперь мужская оптика заменена на женскую (давно пора), а в главной роли такая же рыжеволосая девчушка, как в сериальном хите «Мир! Дружба! Жвачка!» (вот бы эти актрисы встретились в каком-нибудь девяностническом кроссовере!). В целом фильм выглядит мило, прогрессивно (есть, например, остроумная сцена с менструацией), довольно бойко, а местами даже мощно, но художественного материала в нем на одну удачную короткометражку, да еще общее впечатление портит скомканный третий акт. Однако, несмотря на несуразный финал, все это настолько свежо и неожиданно, что остается только радоваться, что продюсеры Рубен Дишдишян, Валерий Федорович и Евгений Никишов нашли очень перспективную дебютантку, которая умеет снимать одновременно нежное и брутальное кино, совсем как Кэтрин Бигелоу.
Окончательно разочаровавшийся в жизни безработный художник Петрович (Тимофей Трибунцев) забирается на крышу московской высотки для финального прыжка в вечность, но падает в итоге на новенький автомобиль бизнесмена Эдика (Дмитрий Нагиев). После этого жизнь бедного художника становится еще невыносимее: озверев от произошедшего, фармацевтический воротила навешивает на Петровича долг в 10 млн рублей за разбитый синий «Бумер». Застрявший на какое-то время в сериальном мире Петр Буслов («Домашний арест») решил поиграть с названием собственной культовой бандитской драмы (дилогия «Бумер») и снять нечто духоподъемное и приземленное: фильм про откровенных уродов и несчастных, но совестливых простых людей в современной России. К тому же он позвал в свое новое кино верных друзей — Константина Мурзенко, Дмитрия Нагиева, Владимира Сычева и Максима Коновалова. Где-то даже мелькает Антон Лапенко в своем уже привычном амплуа репортера.
Данила Козловский покоряет новые режиссерские высоты и вместе с продюсером Александром Роднянским берет курс на историю ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Планировалось, что фильм (ранее носивший название «Опасная вода») сконцентрируется на эпизоде с предотвращением попадания расплавленной активной зоны в гигантский резервуар с водой, что вызвало бы мощнейший взрыв: тогда начальник смены станции Борис Баранов вместе со старшими инженерами Алексеем Ананенко и Валерием Беспаловым пробрался под реактор в затопленные помещения и открыл монтажные задвижки, опорожнив бассейн. Но теперь эта миссия стала только фоном для истории о том, как пожарный Алексей (Данила Козловский) записывается добровольцем в ликвидаторы, чтобы получить квартиру в Крыму, а заодно покорить парикмахершу — в общем, судя по всему, у HBO нет повода для паники. Также в главных ролях Оксана Акиньшина, Равшана Куркова, Филипп Авдеев и Артур Бесчастный. Сценарий написал автор «Горько» и «Самого лучшего дня» Алексей Казаков.
Экранизация фронтовой легенды про красного призрака, который внушал ужас фашистам. По сюжету действие происходит в 1941 году под Вязьмой. Маленький отряд советских солдат вынужден сражаться с сильно превышающим их боевые возможности отрядом Вермахта — и вдруг, откуда ни возьмись, появляются горы трупов. Ведь так работает красный призрак — не то солдат, не то супергерой. Берущий спорную ироническую интонацию фильм, по своему запалу и экшену напоминает фронтовые эпизоды из «Чудо-женщины». В качестве бонуса: в роли одного из солдат красной армии Юрий Борисов (главный герой фильма «Бык»).
Начало XX века, альтернативная Россия. На протяжении 300 лет тайный орден плетет мировой заговор, о чем узнает молодой анархист Карамора (Данила Козловский), возлюбленная которого Алина вскоре погибает от рук злодеев. Теперь Караморой движет только месть. Изначально к созданию этого амбициозного проекта был причастен режиссер Илья Найшуллер («Хардкор») и планировалось, что «Карамора» станет мини-сериалом для ТВ3, состоящим из восьми эпизодов. Но позже все кардинально изменилось: снявший пилотную серию Найшуллер внезапно ретировался, а его место занял сам Данила Козловский Теперь «Карамора» выйдет на стриминге START.
Российское подразделение Disney продолжает историю о приключениях современного московского богатыря Ив ана в сказочном мире. Съемки триквела шли параллельно с работой над второй частью — «Корнем зла» — порвавшей новогодний прокат 2021-го в кинотеатрах по всей России. По сюжету новой картины похищают Василису (Мила Сивацкая) — возлюбленную богатыря Ивана (Виктор Хориняк), и он вместе с верными друзьями — Водяным (Сергей Бурунов), Кощеем Бессмертным (Константин Лавроненко) и Бабой-ягой (Елена Яковлева) с избушкой — отправляется на ее спасение из сказочного Белогорья в Москву. В роли Жар-птицы также появится Филипп Киркоров.
Фильм от студии «Тритэ» Никиты Михалкова про легендарный матч за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, который прошел в 1978 году на острове Багио. В роли Корчного — Константин Хаб енский, а Карпова сыграл Иван Янковский. В режиссерском кресле уже проверенный постановщик спортивных и военных драм — Алексей Сидоров («Бой с тенью», «Т-34», «Бригада»). В касте также заняты Виктор Сухоруков, Владимир Вдовиченков и Виктор Добронравов.
Режиссер «Текста» и «Холопа» Клим Шипенко разворачивается на 180 градусов в сторону исторической мелодрамы о поэте Сергее Есенине, на роль которого был выбран перспективнейший (но уже примелькавшийся везде) российский артист Александр Петров. Шипенко, самостоятельно написавший сценарий, расскажет о последних днях из жизни поэта: Есенин, задумавший бежать из СССР при поддержке своей возлюбленной Айседоры Дункан, спешит на границу, для чего ему нужно доехать до Риги. Но по воле случая поэт останавливается в Санкт-Петербурге и попадет в серьезную передрягу, из которой пытается выбраться на встречу с любимой. Помимо Петрова в картине сыграли Кристина Асмус, Сергей Гилев, Владимир Вдовиченков, Андрей Мерзликин и Кирилл Нагиев.