Драматический |
14+ |
Андрей Смирнов |
1 час |
Вслед за пластическим экспериментом об алкогольной зависимости («Пока ты здесь»), Liquid Theatre переключился на еще более актуальную проблему — боязнь состариться в России. В прошлый раз артисты общались с проходящими реабилитацию алкоголиками, теперь — с пожилыми людьми в больницах и домах престарелых; беседы эти стали основой спектакля. В итоге социальным (читай «полезным») проект оказался вовсе не для стариков, как можно было ожидать, а скорее для тех, кому катаракта грозит только лет через сорок. Полтора часа, проведенных с кучей старого барахла, пыльным ковром, рентгеновским аппаратом с перерывом на беседу о потере зрения, — и перспектива жизненного заката в окружении семнадцати кошек уже не кажется такой пугающей.
В начале спектакля каждый из четырех актеров проходит от задника к авансцене неуверенной, заваливающейся походкой старика. Трое остальных не просто поддерживают его, а путем непростых пластических вывертов помогают ему делать каждый новый шаг. Так, всем вместе, им удается попасть чайным пакетиком в чашку или поднять с пола разбросанные вещи. Визуальные образы, песни под гитару, звуковые дорожки, видеоматериалы при отсутствии живой речи складываются в размытый, но многогранный образ среднестатистической постсоветской старости. Этюд за этюдом, без малейшей попытки рассказать историю или сообщить что-то конкретное.
Отсутствие генеральной мысли при этом лишь усиливает полноту восприятия: сенситивно постигая состояние старости, актеры транслируют в зал свой опыт всеми доступными современному театру способами. Присвоение старческой пластики, попытка заглянуть рентгеном в душу, создание целой симфонии дедовского быта из свиста чайника, звона опущенной в чашку чайной ложки и прочего булькания и похрустывания — все это рождает приятие и симпатию; и даже не столько к и без того милым пожилым людям, но к старости как таковой. В конечном итоге возникает ясность: подобно тому, как артисты, примеряя старческую физику, провоцируют в самих себе старческое же состояние сознания, само время видоизменяет человека как режиссер актера. А изменение формы, как известно, часто приводит к удивительным преобразованиям содержания.
Объездив дома престарелых и больницы, поговорив со стариками, записав их слова и запечатлев их самих в мельчайших деталях, прекрасные Liquid Theatre ("Алиса и государство", "Сфорца", "Пока ты здесь") сплели удивительный мультижанровый умный и эмоциональный мультимедийный коллаж об отпущенном / упущенном времени, о завершении цикла человеческой жизни, о его атрибутах и состояниях.
Получилось очень круто и талантливо. Не пугайтесь неприятной / сложной темы - решена она невероятно разнообразно и тонко, никакой пошлости и давящей сентиментальности.
Оригинальность и количество подходов к теме натурально поражают. Здесь и потрясающая (при этом понятная) пластика, и вербатимы (глубокие, простые и с улыбкой), и инсталляции (такие знакомые и знаковые), и видео (креативные и иллюстративные), и звуковой перформанс в реальном времени (с матрешками, щетками, чайниками и скалками), и много чего еще. При этом все крайне релевантно, в точку, динамично, не перегружено.
Это именно тот современный театр - экспериментальный, социальный, экзистенциальный, гуманистический, живой, талантливый, осмысляющий - о поисках которого так много говорят. А он тут, и почему-то не на театральных подмостках, а в настоящем андеграунде в бывшем "Актовом зале" на "Фабрике".