Драматический |
16+ |
Сергей Федотов |
3 часа |
12 ноября мне удалось посмотреть постановку «Мещане» Пермского театра «У Моста». А попасть в этот раз на этот спектакль было особенно сложно, потому что это были не рядовые гастроли театра, а показ в рамках VI Фестиваля «Биеннале театрального искусства». Спектакль «Мещане» показывали на сцене Московского театра Луны. Это был аншлаг, не повернуться! И как же я счастлива была в тот день оказаться в числе зрителей!
Для тех, кто еще не знаком с Пермским театром «У Моста», немного расскажу о нем. Создатель, художественный руководитель и главный режиссер театра – Сергей Федотов, вот уж он вряд ли нуждается в представлении. В постановках театра вы не найдете льющейся на голову краски, криков в микрофон, голых людей, ползающих по сцене. Основная концепция Сергея Федотова – развитие классического русского реалистического театра. Я вовсе не обесцениваю современные режиссерские работы, но, перенасытившись Дон Жуаном в юбке, измазанным краской Отелло, Пер Гюнтом в ванной с цементом и пр., зритель соскучился по классике, поставленной в лучших традициях старой школы.
Прежде всего, хочется сказать о декорациях в спектакле «Мещане», потому что это первое, что видят зрители, заходя в зал. На сцене развернулось пространство первого этажа настоящего усадебного дома! Вдоль заклеенных старинными полосатыми обоями стен – обеденный и письменный столы, буфет и несколько громоздких шкафов с посудой внутри, столик, диваны, стулья, кресло. И все либо антиквариат, либо гениально стилизованное ретро. В одном углу – печка, в другом – сундук. А напротив обеденного стола – пианино. На дальней стенке – старинные часы. Над столом – лампа. В углу комнаты - лестница на второй этаж. Открываются двери, а там не темнота пустой сцены, а словно продолжение дома – обои комнаты, бревенчатые стены сеней. То есть, у зрителя создается впечатление, что за каждой дверью полноценное продолжение жилого пространства! На миниатюрной полочке стоит несколько икон. На стенах висят рамки с состаренными фотографиями, насколько я смогла рассмотреть, на некоторых точно были задействованные в спектакле актеры в образе героев. Невероятная продуманная детализация во всем. Просто задумайтесь, какой объем у перечисленных декораций! По всей видимости, театр приехал с фурой… И это грандиозно!
Не менее поразили и актеры. Подобранные типажи буквально сливаются с типажами персонажей. Читая Горького, я вряд ли бы представила образы лучше, чем создал их Федотов. И даже костюмы смотрелись на них невероятно реалистично, то есть одежда более чем столетней давности выглядела как действительно повседневная одежда артистов. Вдобавок к этому они прекрасно играют. Движения, голос, говор реалистичны и соответствуют эпохе пьесы. Герои будто сошли со страниц книг, и хочется кричать «Верю!» И все такие разные и запоминающиеся, какие-то особенные. И даже эпизодическая роль кухарки Степаниды так сыграна Ириной Моляновой, что вышла на первый план с остальными. Также очень запомнились Александр Шаманов в роли Василия Бессеменова, Регина Шнигирь в роли Акулины Ивановны, Анастасия Перова в роли Татьяны, Владимир Ильин в роли Тетерева. Браво!
Во все, происходящее на сцене, действительно верилось. Я полностью погрузилась в драму, происходящую передо мной, искренние чувства переполняли. Когда спектакль закончился, музыка продолжала играть до последнего зрителя, поэтому даже не сразу получилось вернуться в реальность. Я искренне рекомендую следить за новостями театра, чтобы не пропустить их следующие гастроли, и непременно посмотреть спектакль «Мещани». Это шедеврально! Пермский театр «У Моста» лучшее подтверждение того, что все новое – это хорошо забытое старое.