12+ |
Сергей Женовач |
3 часа, 30 минут, 1 антракт |
Все начинается с гитарных переборов: приказчик Гаврило (Зверев) осваивает этот сложный инструмент, чтобы произвести приятное впечатление на зазнобу. Потом звенит бубен в руках другого добра молодца — Васи Шустрого (Баршак). «Черный ворон» вьется-льется над сценой учебного театра ГИТИС, где пьесу Островского играют студенты Мастерской П.Фоменко, — но нет в нем ни тоски, ни печали, одна только радость, кураж молодого актерствования. Виновато ли безусловное обаяние каждого начинающего артиста (новых «фоменок» публика любит априори, от этого они и раскрываются так, что хочется всех и персонально прочить в гении), или тут кроется режиссерская мысль Сергея Женовача, но горячими сердцами в спектакле обладают все герои, а не только Параша Курослепова (Пегова), которую имел в виду классик. Она-то как раз девушка хоть и темпераментная, но вполне здравомыслящая. Решения надо принимать самостоятельно, друзей и потенциальных женихов познавать в беде, окружающих ставить перед свершившимися фактами, а в случае чего всегда можно пойти на шантаж: уйду из дома — и в омут. Батюшка ее (Колубков), одурев от пьянства и постоянных склок с женой, выясняет, валится ли небо и раскололось ли оно надвое. Мачеха (Курдюбова) ворует у мужа деньги, чтобы ублажить любовника (Нирян). Городничий (Цыганов) с похмелья ловит воров. А надо всем этим возвышается фигура Хлынова (Литовченко), натуры широкой и деятельной: то из пушки во дворе постреляет, то в разбойников играть примется, и все с полной отдачей да за свои же деньги. Кто хороший, кто плохой — не так уж в этом спектакле и важно. Главное — это песни, пляски и свадьба в финале.
Спектакль можно было бы назвать «Горячие сердца». От канонической постановки этой пьесы Островского версия Женовача отличается тем, что все сердца, сердца всех персонажей здесь горячие, но каждое горячо по-своему. Спектакль даёт ответ на весьма глубокий философский вопрос – чем живут люди? – сердцем живут. Сердца только у всех разные.
Герой, сердце которого сам А.Н. называет горячим, Гаврило (его играет Никита Зверев) здесь имеет СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ. Он почти всё время пребывает с заплаканными глазами, комкая влажный платочек. Жалко ему девушек, жалко Парашу, сироту при живом отце. И это очень смешно, и одновременно щемяще грустно, вряд ли бывают такие молодые люди, чтобы девушек так жалели, но очень бы хотелось, чтобы они были. Так получилось, что в зале я сидел рядом с мамой Никиты, и когда он появлялся на сцене, глаза её тоже становились влажными от слёз.
Параша - самое ИСКРЕННЕЕ СЕРДЦЕ во всей этой компании. Всё, что она делает, все её поступки – неподдельны, они идут от сердца. В финале она также искренне меняет своего «плохого» суженого на «хорошего». Это свойство женской души – до сих пор для меня остаётся загадкой. Не понимаю я, как это возможно вот так мгновенно взять и поменять одного любимого человека на другого.
СМУРНОЕ СЕРДЦЕ – Курослепов. Когда он косится вверх, и при этом бормочет, что на небе трещина или, что оно падает, ему сразу же веришь, и понимаешь – нет у человека опоры в жизни, ни в семье, ни в себе самом. Потому как рядом с ним КОВАРНОЕ СЕРДЦЕ, жена его Матрёна Харитоновна. Наталия Курдюбова, внешне чем то похожая на молодую Нильскую (была такая актриса в Маяковке, может кто помнит). Есть в лице Матрёны Харитоновны даже что-то такое лисье. А когда вышла Наталия на поклоны – вроде обыкновенная девушка. Значит - уже актриса!
ПРЕСТУПНОЕ СЕРДЦЕ – приказчик Наркис. Черны и тайны его замыслы, цели и средства. Злодей получился и настоящим, и театральным.
Хлынов, ШАБУТНОЕ И КОМПАНЕЙСКОЕ СЕРДЦЕ – пожалуй, самый колоритный персонаж. До этого спектакля я не замечал, что богатого подрядчика зовут Тарах Тарасыч, всё время проскальзывало, что – Тарас. Максим Литовченко играет именно человека по имени Тарах. Ибо всё у него происходит – вдруг, неожиданно, всё время какие-то идеи, на месте не сидит, всегда в движении, всё у него чрезмерно – и гостеприимство, и шутки, и идеи.
И ещё очень интересен один герой – СЛУЖИВОЕ И УШЛОЕ СЕРДЦЕ, Градобоев, ветеран кавказских войн, всё знающий, всё с ходу схватывающий городничий. Раньше его играли этаким хапугой, а здесь он вызывает даже симпатию – умный и бывалый человек, со своей логикой и правдой - «я тебе сделал (пропажу нашёл) - теперь ты меня отблагодари (заплати)». Не знаю, что против этого можно возразить.
Есть здесь и НЕВОЗМУТИМОЕ СЕРДЦЕ – барин с большими усами, какая бы кутерьма ни происходила – он всегда в белом отутюженном костюме, с галстуком, спокоен, ровен.
НЕПУТЁВОЕ СЕРДЦЕ – Вася Шустрый, ему в общем-то всё равно, что быть женихом богатой невесты, что плясать под бубен у Хлынова, что играть в разбойники – везде хорошо, свойство впрочем очень ценное для русского человека. А когда запевает он, сразу в сердце чем-то знакомым ударяет – ба, да это же «Мельник, колдун, обманщик и сват». И тут понимаешь, что в спектакле есть МУЗЫКАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ – В.Галицкий, музыкальный руководитель того и этого спектаклей. В запевах этих звучат не просто старинные песни, а сама душа русского человека – бескрайняя, противоречивая, непредсказуемая.