Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва
7.2

Спектакль
Дознание

Постановка - Практика
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Политическое путешествие во времени

Новый спектакль создателя «Кед» и «Бросить легко» Руслана Маликова про то, что власть — это одиночество. Драматург Игорь Симонов отправляет своих героев к тамплиерам, в сталинскую эпоху, потом сразу в будущее — заставляет их принимать ключевые исторические решения, по-разному отвечая на вечные вопросы.

  • Дознание – афиша
  • Дознание – афиша
  • Дознание – афиша
  • Дознание – афиша
  • Дознание – афиша
Драматический
18+
Руслан Маликов
1 час 30 минут

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
23 сентября 2014
Три диалога о неизбежности тоталитаризма

В подсвеченной диодами комнате четыре актера соревнуются в искусстве монолога. Разыгрываются вперемежку три истории с одной коллизией — но помещенной в разные эпохи: рыцарскую, сталинскую и футуристическую. Мысль явно позаимствована у Капитана Очевидность: времена меняются, устройство общества остается прежним. Несчастный тамплиер искренне не понимает, зачем ему сознаваться в том, чего он не совершал; Сталин доходчиво объясняет Троцкому, что только байку про битое стекло в масле народ примет близко к сердцу; так же близоруки наивные потребители недалекого будущего, купившиеся на байки о терроризме из уст абстрактного правителя. Развязки ждать не стоит.

Пьеса Игоря Симонова — не более чем упражнение по переносу времени действия в обрамлении незамысловатых, хотя и многословных диалогов. Лейтмотивом тянется интрига некой тайны искусства дознания («Как вы это делаете?»), но и она не разрешается ничем, кроме неловкого намека на НЛП. Режиссер Руслан Маликов придумал грамотную модель с переменой повторяющихся масок и мизансцен, художник Катя Джагарова удачно скрестила атмосферу коридоров Лубянки с ретрофутуристичным компьютеризированным аскетизмом. Одетые с толикой спимпанка актеры элементарно справляются с элементарными задачами, даром что никакого второго дна им искать не приходится — пьеса на это попросту не претендует. Некоторый метафоризм можно углядеть разве что в распределении ролей — Агнии Кузнецовой в шикарном кожаном платье при отсутствии женских персонажей в тексте отведена роль штатного палача. Шаг от нагоняющей тоску прямолинейности — пустячок, а приятно.

После безоговорочного успеха «Кед» в «Практике» и «Бросить легко» в Театре наций от тандема Маликов — Джагарова по умолчанию ждали взятия новой высоты. Но если в первом случае их умение владеть мультимедийным минимализмом пришлось кстати (разговор шел о настоящем времени, резонно исключающем эзопов язык), а во втором авторы умудрились уйти в тень, выдвинув на первый план реальных, играющих самих себя бывших наркоманов, то выбранная на этот раз пьеса откинула их на давно пройденный уровень. Когда в ста метрах от «Практики», в «Театр.doc», исследуют убийство Сергея Магнитского и играют «БерлусПутина», а на сцене МХТ им. Чехова на фоне отечественного триколора стреляется министр резиновых изделий, историко-политический ликбез в жанре жирного полунамека обескураживает вдвойне. Даже с оговоркой на высоченный профессионализм его исполнения.

1
0

Отзывы

7
Ксения Панина
12 отзывов, 38 оценок, рейтинг 3
5 ноября 2014

Абсолютная власть = абсолютное одиночество...
Перед зрителем предстает человек в трех эпохах. Правители, те, кто страдает от их власти, следователи-дознаватели-инквизиторы - все они остаются прежними, меняются только методы получения желаемого. Во все времена цари, императоры, руководители государства стремились укрепить свою власть всеми доступными способами. Несогласные, мешающие режиму уничтожались. Не требовались доказательства их преступлений, главным было признание.
Я не согласна, что абсолютная власть - это абсолютное одиночество, скорее это абсолютное сумасшествие. Власть имущим становится безразлична жизнь отдельного человека (тем более не согласного с режимом). Единственно важным является не благо общества, не стремление помочь другим людям, а только собственные корыстные интересы по удержанию и упрочению власти. Обвинения абсурдны, это понимает даже дознаватель, но приказ есть приказ.
Спектакль не перевернул мою жизнь, не подтолкнул меня к чему-то, чего я не знала до этого. Какими были отношения человека и власти в Средние века, такими они и останутся, даже спустя пятьсот и тысячу лет. Всегда будут те, кто будет бояться потерять власть и те, кто будет от этого незаслуженно страдать.
Но не каждый спектакль должен переворачивать с ног на голову всю систему ценностей, некоторые (такие, как этот) обращают свое внимание на повседневность. Ведь и сейчас мы можем провести параллели - отношения власти и оппозиции, например.
На мой взгляд, "Дознание" - спектакль не для развлечения. Не получится просто забыть.
Хочется отметить игру актеров. Четыре человека как на машине времени отправляют нас в путешествие из далекого прошлого в возможно недалекое будущее и обратно. Их игра не оставит равнодушным никого! Особенно впечатлила Агния Кузнецова(играющая мужскую роль): без нее сложно представить этот спектакль!
Сам театр "Практика" поразил меня уютом и творческой атмосферой. В кафе с приятным, не вызывающим и с совсем не помпезным интерьером можно выпить чашку кофе по демократичным ценам, листая свежий Time Out или просто глазея по сторонам. Публика у театра абсолютно разная. На спектакли приходит и молодежь, и довольно взрослые люди. Хочется вернуться в театр за неповторимой атмосферой и новыми эмоциями, которыми со зрителями делятся актеры.

1
0
7
Алексей Зензинов
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 9
14 июля 2014

По сути, тест на преемственность художественной политики театра: впервые связка Симонов-Маликов возникла в "Небожителях" - первом спектакле, который вывел "Практику" в недлинный ряд московских театров, неизменно привлекающих внимание и критики, и публики.

Три эпохи в одном сценическом пространстве: средние века (процесс над тамплиерами), двадцатый век (дело Бухарина) и будущее (следствие по делу главы какой-то транснациональной корпорации). Могу предположить, что сегодняшние молодые зрители - а в "Практике", по-прежнему, много молодёжи, - знают больше о тамплиерах, чем о Бухарине, Троцком и прочих "врагах народа". А что касается будущего, жанр антиутопии скомпрометировал себя, "полностью и аканчатэльно", как мог бы сказать товарищ Сталин. Поэтому условно-исторические реалии выступают лишь фоном для диалога идей. Носители абсолютной власти - французский король Филипп IV Красивый, Иосиф Сталин и некий господин президент из будущего уничтожают своих врагов - тех, кто не вписался в изменившиеся исторические реалии, живёт былыми заслугами, пытается отстаивать право стремиться к иной модели будущего. Однако в ходе допроса, который ведёт дознаватель (роль сыграна Агнией Кузнецовой с холодной ироничной отстранённостью), выясняется, что жертве, в сущности нечего противопоставить воле диктатора - ни какой-то иной концепции развития, ни прочности убеждений, ни даже воли к жизни. "Дознание", возможно, вопреки замыслу автора, с математической точностью доказывает: входной билет в новый мир оплачен кровью, слова о справедливости не стоят ничего. В проброс звучит реплика о ничтожности "завсегдатаев кофеен", которые много болтали и ничего не делали - реплика, упущенная залом.

Идея внятная, способ её презентации, как обычно у Маликова, сдержанный, но временами находящий разрядку в аттракционе, в пластических номерах, наподобие танца дознавателя-подследственного (для меня это был эмоциональный пик спектакля). Понятно, что премьера открывает только часть замысла, нужно ждать осени и смотреть "Дознание" ещё раз. Руслан пообещал, что это будет очень смешной спектакль.

1
0
7
Денис Ульянкин
21 отзыв, 21 оценка, рейтинг 6
2 ноября 2015

Три эпохи на сцене, четыре действующих лица:
Уничтожение ордена Тамплиеров Филиппом IV, где Жак де Моле главный обвиняемый, Папа Климент V, пытающийся его спасти, но позже возглавивший преследование всего ордена и «Святой отдел расследований еретической греховности» — святой отец.

1937 г. Репрессии.
Следователь НКВД и обвиняемый Бухарин. Троцкий сейчас далеко, в Мексике, но разговаривает с Кобой на наших глазах.

Далёкое или не очень будущее.
Глава транснациональной корпорации, Президент, генеральный секретарь и дознаватель.

Четыре актёра, которые на наших глазах перемещаются во времени. Смена освещения и символов и вот мы в другой эпохе. Они играют разные, но настолько же одинаковые роли. Ведь человек всегда остаётся собой. Желающий власти её получает, но абсолютная власть невозможна, ведь человек слаб и каждому носителю власти приходится постоянно оглядываться в поисках соперников и никогда он не сможет властвовать безгранично. Пирамида власти — это обычная пищевая цепочка, если ты стал слаб тебя сожрут.

Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? (М. А. Булгаков)

Каждый из обвиняемых был почти на вершине, имел сильных покровителей, но его неожиданно сбросили в пропасть, когда он стал не нужен. И не просто сняли с должности, а заставили оклеветать и растоптать себя и свои идеалы. Это чудовищно! Я смотрел на сцену и снова чувствовал эту дурацкую беспомощность и страх.

Власть — это такой стол, из-за которого никто добровольно не встает. (Ф. Искандер)

Роль инквизитора играет актриса. Злая и обольстительная, изворотливая и прямая, грубая и ласковая. Она как змея обвивается вокруг бедняги и заставляет говорить и фантазировать. Пытки всегда остаются пытками, какие бы обличья они не принимали.

На сцене кроме следователя и обвиняемого всегда присутствуют два лица власти, вначале безмолвные, а потом обсуждающие процесс. Эдакий двуликий Янус, смотрящий в будущее и прошлое. Агрессор понимает, что ветер времени приносит перемены и надо жертвовать всем, чтобы остаться на коне. И пассивной стороне не остаётся ничего иного, как соглашаться с любыми, самыми страшными доводами. Ведь государственная машина работает и требует новых и новых жертв.

"Ничего лишнего" — так я для себя охарактеризовал этот спектакль.

0
0
7
Ольга Ананьева
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
24 июля 2014

"Дознание" - спектакль режиссера Руслана Маликова о том, как людей трех эпох заставляли признаваться в том, чего они не совершали. Мы видим, как одни люди имеют власть над другими, мы наблюдаем это совсем близко, слушаем слова каждой из сторон. Абсурдность обвинений и спокойная осведомленность допрашивающего в том, что он ломает жизнь невиновному, довершает картину. Несправедливость и жестокость, которую видишь на сцене, заставляет тебя чувствовать возмущение, страх, какое-то оцепенение буквально с первых минут после начала действия.
Агния Кузнецова, одетая в красное, изображала лицо, ведущее допрос в трех разных веках. Когда она говорила и вдруг начинала смотреть в зал, замирало сердце. Когда сцены, разделенные столетиями, менялись, можно было убедиться в том, что со времен тамплиеров допросы почти не изменились.
По задумке художка-постановщика Кати Джагаровой вы не увидите в спектакле одежду разных эпох, даже декорации. Но одежда и декорации не нужны: экцент был сделан на словах, на лицах допрощающего, обвиняемого, на лицах политоков. Я бы сказала, что это спектакль лиц. Я была уверена в том, что актеру Егору Баринову было плохо на самом деле. Я видела каждую эмоцию на лице Антона Федорова, я с волнением следила за его диалогом с устрашающе неустрашающим Павлом Михайловым, который и показывал нам тех политиков, которые действовали руками персонажей Агнии.
В афише к спектаклю было написано, что эта постановка о том, что власть - это одиночество. Мне не показались отрицательные герои страдающими от одиночества. Для меня этот спектакль об одиночестве тех, кто пострадал от этой власти.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все