Южанка мисс Дейзи, дама почтенного возраста, разбила машину. Сын нанял ей шофера Хоука, пожилого чернокожего мужчину, которому отныне предстоит терпеть нелегкий характер мисс Дейзи.
Трагикомедия |
12+ |
Брюс Бересфорд |
11 декабря 1989 |
1 час 39 минут |
Фильм вне времени и пространства - будет актуален всегда, и всегда показывать себя в лучшем виде: прекрасная музыка, отличный сюжет, качественный антураж и 100% игра актеров. Видите, не нужны суперкамеры, спецэффекты и сверхтехнологичный грим, чтобы показать ценность человеческого участия, дружбы, ленту лет и хрупкость старости.
Не знаю, был ли Морган Фриман когда-нибудь молодым, но в ролях за 70 - он Царь Горы.
И легкая волшебная музыка, как душистый луговой ветерок теплого июля.
Лучший фильм, лучшая женская роль, лучший адаптированный сценарий и лучший грим 1990 г. по мнению американской киноакадемии (премии "Оскар). Фильм поставлен по пьесе, получившей Пулитцеровскую премию в области драматургии в 1988 г.
1950-е гг., Атланта, Джоржия, США. Пожилая состоятельная дама неудачно пытается тронутся на своём автомобиле и повреждает его. Её сын - успешный фабрикант (Дэн Эйкройд) приходит к выводу и настаивает на том, что его родительнице впредь необходим шофёр. На эту должность нанимает Хоука Колберна, афроамериканца (этот термин в те времена не использовался) лет 50.
Дальнейшее действие разворачивается в течение приблизительно 20 лет. В продолжении этого времени выстраиваются отношения между пожилой еврейской леди и её слугой-шофёром. Здесь переплетаются и реалии наследия сегрегации в южных штатах, растущее в 50-е гг. самоуважение афроамериканского населения, и отношения хозяев с их слугами, не полностью очищенные ещё от плантаторско-рабовладельческих традиций, но на первый план выходит чисто человеческий аспект. Два таких разных человека, живя вместе и деля друг с другом общие рутинные проблемы неизбежно становятся близкими друзьями. Все их расовые и классовые различия постепенно теряют значение, просто исчезают.
Фильм говорит о приоритетах. Об истинных ценностях и надуманных, фальшивых. О золоте и том, что только блестит. О человеческом достоинстве. Об одном из важнейших жизненных экзаменов - экзамене старостью.
Особо следует отметить, что персонажи второго плана здесь исполненны с блестящим психологизмом. Инициатор всей истории - сын мисс Дэйзи, - современный и успешный, следовательно занятой человек. Однако он по-своему привязан к матери, по-настоящему любит её. Эстер Ролл наполняет образ пожилой служанки мисс Дэйзи мудростью и теплотой, достойными "Хижины дяди Тома" и прочей классики мирового искусства, в котором она достойна места рядом с лучшими "пожилыми служанками". Кстати вспоминается секс-символ 60х Кэролл Бейкер, сыгравшая в 1997 г. такую второго плана, но такую потрясающую служанку Никласа Ван-Ортона в "Игре" Финчера.
Фактически именно с этого фильма киносообщество США признало ценность Моргана Фримэна, в наши дни по праву - одного из самых востребованных американских актёров.
Найти настоящего друга – не так уже и просто
Картин приятнее о необычной дружбе, если можно так обозвать взаимоотношения мисс Дэйзи и Хоука, видеть еще не приходилось. Фильмы 80-90 наполнены непритязательностью, просто оформлены и за редкими исключениями несут глубокий смысл. В «Шофере мисс Дэйзи» все основано на едких диалогах, подколках и актерском исполнении.
Все люди разные и разглагольствовать на эту тему смысла нет. Но как сойтись двум противоположностям, как найти общий язык и как воспринимать отличного от тебя с теплотой? Наверное, здесь нужна огромная практика или чуточку терпения.
Я просто умилялся необычному союзу талантливейшего Моргана Фримена и несколько чопорной Джессики Тэнди. Режиссеру посчастливилось найти правильные типажи для главных ролей, которые при всех недостатках вызывают симпатию. Говорить о характерах протагонистов можно часами, наблюдать за ними не скучно, чувствуешь себя учеником на уроке биологии, где тебе предложено рассмотреть в стеклянном аквариуме поведение мышки и лягушки.
Картина не одноразовая, она заставляет смеяться и понимать, что главная ценность в жизни – иметь близкого человека рядом, даже если ты постоянно его шпыняешь.