Тяжёлый фильм о том, что "нет ничего ужасней, чем ирландское католическое детство", хотя если подумать, то не только детство, но и вся жизнь в целом: и для его многострадальной матери, которая всю свою жизнь потратила на то, чтобы вначале родить, а потом вырастить детей, из шести которых трое умерло; и у отца, который все деньги семьи оставлял в пабе и покидал семью время от времени, в конце концов оставив жену с детьми одних...И таких семей очень много.
Если обсуждая фильм «The Commitments» кто-то мог прийти к выводу, что сюжет слабо затрагивает тему социальных проблем жителей ирландских трущоб, то ему срочно нужно посмотреть «Прах Анджелы», в котором Алан Паркер с лихвой (фильм длится почти два с половиной часа) восстанавливает справедливость, погружая зрителя по самый подбородок в зловоние сточных канав небольшого городка под названием Лимерик, куда переезжают из Америки в довоенное время семья северо-ирландца Малахи (Роберт Карлайл) и местной девушки Анджелы (Эмили Уотсон), у которой тут живут родственники и своих четверо детишек, от лица одного из которых все повествование и построено. Город поражен безработицей и голодом, а в случае с Малахи все осложняется еще и тремя дополнительными моментами – нелюбимый местными акцент, вспыльчивый характер и страсть просадить все деньги в пабе, так что, даже если отец семейства куда-то и устраивается, то денег домой принести все равно не успевает. Фильм поставлен по довольно популярной автобиографии выходца из Ирландии, который сумел исполнить свою мечту, уехав в США.
Конечно, снимать на подобную тему для Паркера было большим риском – на подобной территории творили и творят авторы, буквально специализирующиеся на социальном реализме, и сказать на эту тему что-то внятное и острое после того же Кена Лоуча, довольно трудно, однако Алана Паркера, британца, который показал в Америке кулак ненавистникам негров и японцев, подобными трудностями не напугать и уж поведать про то, как тяжело жилось ирландцам в те годы, он может с полной широтой размаха. Другой вопрос, а стоило ли? В смысле, в реалистичности подобных событий сомнений быть не может, это ясно, и то, что о них нужно говорить и помнить – тоже не должно вызывать вопросов. Но, действительно, есть ли что Паркеру добавить к уже сказанному до него? Ведь фильм не отличается ни оригинальностью, ни новизной подхода, как то было, скажем, с «Гордостью и славой», трилогией Билла Дугласа, «Далекие голоса, застывшие жизни» или другими фильмами, рассказывающих о британском быте того периода истории от лица ребенка.
Паркер привычно прямолинеен и ради достижения своей цели не пойдет на какие-то уступки. Если его фильм изобличает какое-либо нелицеприятное и ужасающее социальное явление, то делает это тщательно, громко, не скупясь на детали. В результате детишки будут бегать босиком и камера не оторвется от их босых ног, а голод просто выпрыгивает из глаз. Для режиссера, который родился в Британии, у Паркера тут порой слишком часто отказывает чувство меры. Столь же неровно выглядит и актерская игра. Если к Уотсон особо претензий нет, разве что к самому режиссеру, который мог бы дать ей побольше эмоциональных сцен, то с ребятами, которые играли самого Фрэнка, большие проблемы – чем старше он становится, тем более натянутой и менее оригинальной становится его игра. Под конец все уже на поверхности и герой, к которому испытывал симпатию с первой трети, уже должного уровня интереса не вызывает.
Впрочем, в фильме есть и положительные стороны. К примеру, очень подкупает тот факт, как относится главный герой и фильм целиком к фигурам родителей. Отец, который кажется порой просто олицетворением всего плохого, что может быть в мужчине, все-таки проявляет отцовские чувства и как-то однобоко судить его автор не пытается – да, плохой, но отец все-таки. Более трепетные отношения показаны к матери. Практически весь фильм построен на мотивах и отголосках любви к собственной матери, а процесс становления Фрэнка, как человека, превращения его в мужчину, построен на фоне постоянно присутствующей, пусть даже и не в кадре, образа мамы. Именно этот момент фильм и спасает, компенсируя тот топорный способ подачи сложной истории.