Игровая картина о жизни легендарного французского исследователя и документалиста Жак-Ива Кусто: покупка корабля «Калипсо», первые путешествия, отношения с семьей и мировое признание. Главную роль исполняет заслуженный актер Ламбер Вильсон, жену Кусто играет Одри Тоту, а сына — Пьер Нине. Небанальный байопик с живописными подводными съемками.
Приключение, Мелодрама, Семейный |
16+ |
Жером Салль |
12 октября 2016 |
1 декабря 2016 |
2 часа 2 минуты |
odyssee.filmpro.ru |
В конце 1940-х офицер французского ВМФ и изобретатель акваланга Жак-Ив Кусто (Ламбер Вильсон) живет на средиземноморской вилле с женой Симоной (Одри Тоту) и двумя маленькими сыновьями, время от времени занимаясь с друзьями подводными съемками. Все выглядит идиллически, но однажды он уходит в отставку, продает драгоценности жены, переделывает минный тральщик «Калипсо» в судно для океанографических исследований и становится самым популярным моряком на свете.
«Одиссея» на первый взгляд может показаться парадным портретом великого человека, но это только на первый. Причем, судя по всему, изначально — еще в прошлом десятилетии — Жером Салль (автор нескольких триллеров, в том числе популярного «Неуловимого») намеревался снимать как раз традиционную размашистую биографию. В какой-то момент было объявлено, что Кусто сыграет Эдриен Броди — и фильм будет на английском. Потом его сменил Ромен Дюрис (мягко говоря, менее очевидное кастинговое решение). Молодого Кусто должен был играть Пьер Нине. Наконец, Салль вырезал из сценария всю молодость героя и уже спокойно утвердил Ламбера Вильсона, которому хорошо за 50. А модный Нине был переброшен на роль Филиппа, младшего сына Кусто, который в новой конфигурации стал не менее значительной фигурой, чем сам капитан.
Ожидаемые мажорные ноты (с подобающе красивым саундтреком Александра Деспла) тоже, конечно, есть: залитый южным солнцем, полный оптимизма первый акт, отрезвляющее, но величественное путешествие в Антарктику ближе к концу. Эффектные подводные съемки, танцы человека с акулами и китом, всякие рыбки и котики.
Но котиков, как выясняется, Кусто мучил — как, впрочем, и всех остальных окружающих. Жена, которая начинала как «четвертый мушкетер» и внесла более чем существенный вклад в предприятия супруга, со временем оказалась никому не нужна и фактически стала затворницей на «Калипсо», пока Кусто менял молодых любовниц. С обоими сыновьями герой был в крайне натянутых отношениях. Особенно с Филиппом, который в «Одиссее» — самый привлекательный персонаж и который, если верить фильму, сыграл решающую роль в том, что Кусто из партнера нефтедобывающих компаний и покорителя морских глубин превратился в их защитника, одного из основателей современного экологического движения. Капитан Кусто показан болтливым, тщеславным, одержимым, черствым и даже жестоким человеком, который вместо того, чтобы похоронить собственного отца, идет получать очередную премию.
И в то же время — и в этом главное достоинство картины — все не так однозначно: задача развенчать во что бы то ни стало одну из самых мифологизированных персон XX века перед Саллем, очевидно, тоже не стояла. Он лишь хочет сказать, что Кусто — сложный человек, заслуживающий сложного фильма. И в первую очередь благодаря очень харизматичной игре Вильсона герой до конца остается интересным, несмотря на то что нас почти не пускают внутрь — мы в основном видим Кусто со стороны, глазами его соратников, его поклонников, его разочарованных родственников, и это, как уже было сказано, далеко не благостная картина. Но в шаге от того, чтобы зритель задал себе вопрос, зачем он вообще смотрит кино про это мерзавца, «Одиссея» всякий раз тормозит. И Кусто в конечном счете оказывается фигурой трагической — титаном, который, вглядываясь в воду, перестал замечать то, что происходит на поверхности. И если ему удается искупить свою вину перед природой, то перед близкими уже нет. Где-то Салль при этом становится слишком дидактичным или сентиментальным, и, конечно, гений Уэса Андерсона нашел несравненно более оригинальный взгляд на этот материал. Но «Одиссея», тем не менее, — сильный и небанальный фильм, отыскавший внятную драму там, где могли быть веселые приключения чудака в красной шапочке.
Очень французский получился фильм у Жерома Салля...
Одновременно очень натуралистичный, временами жестокий и очень мечтательный и романтический...
Красота океанских глубин в нем с очетаются с неприглядностью глубин человеческой души и отношений, когда самые близкие люди разрушают себя и друг друга, но при этом бьются за сохранение природы...
Это картина о безбрежном морском мире, но про людей...
Желающих увидеть действие здесь будет ждать разочарование, это совершенно точно не аттракцион для глаз, а скорее лекарство, полезное и красивое, хотя и горькое на вкус...
Чудесный фильм про героя моего детства. Кусто здесь не просто герой, а личность - со своими достоинствами и изьянами, но решительный и убежденный в своих идеях. Невероятные пейзажи океана и его обитателей. Особое впечатление - танец с китом! Красной линией сквозь весь фильм проходит идея отношения человека в природе - использование всех красот и богатств океана и асбсолютно детское безответственное отношение к последствиям своих действий. Эта идея тронет до слез не всех зрителей, совсем небольшое число, поскольку процент тех, кто отдает себе отчет в последствиях бездумного потребления всего и вся, до сих пор ничтожно мал. Моя душа разрывалась от боли за океан, за его судьбу. Состояние светлой грусти, и решение снизить свой вклад в загрязнение - мои финал.
П.с. Схожу еще раз:)
Всё таки французы умеют снимать кино так естественно как ни одна другая нация. Здесь нет набивших оскомину мегазвезд, скрупулезно рассчитанных сюжетных ходов и прилизанных фокус-группами шуток из голливудских штампованных продуктов. Нет и высосанного из пальца символизма и получасовых сцен молчания из артхаусных поделок. Ты просто погружаешься в жизнь Жак-Ива и его близких, при этом забывая, что находишься в кинотеатре. На фоне красивых пейзажей на суше, на море и конечно под водой, развивается история самого известного в мире аквалангиста в красной шапочке - его путь к славе, а также трудности на этом пути и жертвы, которые пришлось принести во имя. Очень много внимания уделено взаимоотношениям командора с женой и двумя сыновьями, а под конец нас немного навязчиво пичкают экологическими нравоучениями. Но в целом, фильм однозначно заслуживает просмотра. Спешите!
Отличный фильм. Всё безупречно , и сценарий, и работа оператора и подбор актёров. Особенно впечатлили музыка и Одри Тату. Гениальное пере воплощение из молоденькой жены в седовласую мудрую женщину. Очень рекомендую.
Посмотрев "Одиссею" после "Франца" и "Вечности" пришел к выводу, что Тоту прекрасно играет старушек, а Нинье - бедовых вьюношей-идеалистов... В свое время мы восхищались и завидовали Кусто и его команде, и в этом фильме было показано, что фильмы Кусто - частично, своего рода шоу... Но это не мешает относиться к нему с большим уважением.