"Научная секция пилотов" (1996) - загадочный фильм о серийных убийствах машинистов московского метрополитена. Жанр его определить трудно - это и триллер, и детектив, и фантастика, и фильм ужасов.
Режиссер фильма, исполнивший в нём и одну из главных ролей - Андрей И - по его словам, происходит из рода монгольских шаманов и имеет мистическое посвящение. Судя по тому, как необычна и оригинальна "Научная секция пилотов", это очень похоже на правду.
...Метро нельзя остановить, действия неуловимого маньяка нельзя предугадать. Лужи крови на мраморе станций, взрывы в туннелях, сопровождение поездов вооруженным спецназом и всеобщий страх...
Убийства машинистов расследует некая экспертная группа во главе с Полковником (Виктор Павлов), в которую входят Охотник (Андрей И), Лиза (Марьяна Цареградская), Лейтенант (Анатолий Крупнов) и почему-то Китаец-художник (Александр Хван). Трудно понять, кто из них главный герой фильма, к тому же, почти всем из них, кроме Лизы, отказано в именах.
Глава метрополитена - безапелляционная Анна Вильгельмовна (Лидия Федосеева-Шукшина) - не сдаётся, но вскоре становится понятно, что нечто, терроризирующее город, не имеет облика, - это потустороннее неведомое существо.
Это некая Система, которая проводит эксперименты над людьми, точнее, исследует, как в толпе возникает страх. Она легко проникает в любой компьютер, и в любую телефонную сеть, и в любого человека.
Система может действовать через кого угодно: случайных прохожих и давних знакомых, коллег, рабочих. Единственное, что может выдать попавших под её влияние - необратимое изменение состава крови.
Постсоветская Москва - мрачное место, но в то же время яркое и интересное, полное какого-то магического и жутковатого очарования.
Жилища и кабинеты героев полны экзотических животных - больших шипящих тараканов, змей, белых мышей и пираний за стеклом аквариума.
Женщины красивы какой-то экзотической красотой, и говорят они с какой-то нездешней мелодикой, движутся с потрясающей легкостью и пластикой.
Да и второстепенные персонажи - будь то машинисты, или чиновники, или прохожие - говорят на прекрасном русском, и лица у них человеческие, осмысленные.
Операторская работа Игоря Клебанова в фильме - великолепна. Камера движется по необычным и неожиданным траекториям, снимает неожиданные ракурсы и планы, при непривычном свете.
Таинственная музыка - последняя работа Сергея Курёхина для кино - со своеобразным вокалом Анатолия Крупнова, исполнившего одну из ролей, Лейтенанта, дополняет, а в чём-то и раскрывает происходящее на экране.