Немецкий блокбастер, комедия о юноше, который не хочет огорчать очнувшуюся после комы мать, и сложными ухищрениями поддерживает в ней убеждение, что Стена никуда не падала, а дело Ленина в Восточном Берлине все еще живет и побеждает.
Трагикомедия |
12+ |
Вольфганг Беккер |
9 февраля 2003 |
2 часа 1 минута |
В 1979-м муж восточной немки Кристианы Кернер бежал на Запад, оставив ее наедине с двумя детьми и коммунистическими идеалами. В 1989-м у Кристианы случился инфаркт, и она впала в кому. А вслед за ней впала в кому вся страна: любимый руководитель Хоннекер ушел в отставку, Стена рухнула, деньги обесценились, а красный цвет приватизировала Coca-Cola. Через год Кристиана проснулась, но любое переживание может ее убить — и дети делают все, чтобы новая реальность не проникла через старенькие занавески маминой спальни.
В картине Бекера есть что-то неуловимо родное — и это не Чулпан Хаматова, вполне скромно играющая подружку главного героя, и даже не знакомые до боли приметы восточногерманского быта. Фильм «Гудбай, Ленин!» очень хочется назвать «лирической комедией», как принято было обозначать работы советских классиков. Лирического тут, между тем, куда больше, чем комедийного, — вообще-то, это очень грустный фильм. Попытки юного Алекса возродить ГДР в отдельно взятой квартире (он, в частности, переклеивает на продукты старые этикетки, готовит с другом-кинолюбителем выпуски «новостей дня» и платит соседским детям, чтобы те изображали пионеров) чем дальше, тем больше проникнуты обреченностью. Огурчики уже все равно не те, караул от Бранденбургских ворот все равно ушел, и мама все равно умрет. Здесь нет, боже упаси, никакого реваншизма — это фильм о том, чего не вернуть: понятно, что речь идет совсем не об общественном строе.