Балет |
6+ |
16 декабря 2011 |
2 часа 45 минут, 2 антракта |
Это самая ожидаемая премьера сезона. Самая. Дело не просто в том, что все, что подписано великим испанцем Начо Дуато, обязательно к просмотру. И не только в том, что за первые месяцы своей работы в Михайловском Дуато из сенсации превратился в любимца русской публики (кажется, еще чуть-чуть и его начнут называть Начо Ивановичем): его приняли. И даже не полностью в том, что «Спящая красавица» в России это больше, чем афишное название. Из всех священных чудовищ русского репертуара священнее нее только «Лебединое озеро».
И Начо Дуато с наивностью и смелостью великого хореографа-иностранца сочиняет на музыку Чайковского свой текст. Полностью свой. Что в сто раз честнее всех «Спящих красавиц», которые можно сейчас увидеть в России и которые при всех частных различиях по сути одинаковы: плохо или хорошо переваренная очередным балетмейстером, алчущим авторских отчислений, отрыжка спектакля XIX века (правильно, зачем авторские хореографу-покойнику Петипа — когда тут надо квартиру покупать и детей на крыло ставить?). Михайловский театр не просто показывает премьеру — он делает очень благородный жест: одним движением ноги проклинает весь этот дикий, вернее, дикарский рынок поддельных «Спящих красавиц» Мариуса Петипа — и предлагает одну, но подлинную Начо Дуато. Пока что о премьере можно сказать очень немногое. Это сравнительно малолюдный спектакль — но как раз такой и нужен Михайловскому, до сих пор обреченному втискивать на свою сцену балеты-гиганты, рассчитанные на размер Мариинского театра.
И это очень красиво. Сербская дизайнерша Ангелина Атлагич уже показывала, что умеет, в Москве: на «Алисе» в «Мастерской Петра Фоменко», когда открывается занавес, публика натурально ахает. Она обладает редким умением наворачивать розы из шелка, но так, что за нее не стыдно, хотя поначалу и страшно: пока рассматриваешь эскизы, начинаешь подозревать нехорошее — всюду рюши, банты, розы, оборки, завитушки, блестки, красотень — но в последний момент в раме сцены все волшебным образом собирается, и вместо с тревогой ожидаемого «золотого унитаза в стиле Людовика XV» получается феерия. Это действительно отличный дизайнер для сказок. К тому же она нарядит двор принцессы Авроры в костюмы XVIII века, а принца Дезире, который разбудит невесту через сто лет, в сюртук и котелок. И это вроде бы банально и очевидно, но при этом так остроумно и правильно — и почему-то так никто еще в России не делал.
Впрочем, что толку рассказывать, анонс этот безнадежно опоздал: на ближайшие премьерные спектакли билетов на сайте театра уже нет.
Решили тут себя порадовать в предновогодний период, и подарить себе праздник: визит в Михайловский театр на балет «Спящая красавица» в постановке художественного руководителя балетной труппы театра Начо Дуато. Визит состоялся 30.12.2012. Уже с пятой минуты действа хотелось крикнуть: «Верните Мариуса Ивановича!» (для тех, кто не имел счастья учиться в музыкальной школе: Петипа - соавтор либретто и режиссер первой постановки балета).
Постановка г-на Дуато - очень статична, танцоры очень заземлены, нет полета, нет динамики; практически нет поддержек, из которых еще меньше удавшихся. Самое ужасное, что г-н Дуато заставляет артистов балета транслировать публике события в балете не языком танца, а элементами драматургии, что, понятно, не является коньком даже хороших танцоров; вместо танцевальных движений идут движения указательным пальцем рук, побуждающим к действию. Например: сцена объявления участников бала – артисты просто стоят и читают список, который король им пешком просто приносит.
Дальше больше: и без того посредственная хореография, не позволяющая артистам показать (без сомнения, и это видно!) свой большой потенциал, еще и забита трехслойными костюмами на кордебалете, короле и королеве так, что значительную часть балета вы видите перед собой просто движущиеся платья, полностью скрывающее какие либо движения рук и ног балерин. Да, цветовая гамма костюмов и оформления сцены – бесспорна интересна и эффектна, но она не добавляет танцу, а скорее еще больше сковывает, перетягивая внимание на себя.
Аврора (Оксана Бондарева) произвела впечатление очень техничной балерины, с хорошей растяжкой, подъемом, но эта техничность (и даже атлетичность) ремесленника. Балерина более ли менее справилась с собственными вариациями, но в паре с принцем, даже падала. Но и в свои вариации балерина шла как в бой, казалось, что не хватает шеста, чтобы взять высоту, или диска, который вот-вот полетит в зал. Об образе Авроры, видимо, помнили только зрители: балерине, которая чуть ли не разминалась перед pas de deux, казалось, видимо, это не очень важным: какие мелочи, главное - достать отбойный молоток! (чтобы прорубить окно в искусство?).
Порадовали только Синяя птица и принцесса Флорина: на ремесленном фоне от их танца повеяло искусством!
PS В качестве утешения будущим зрителям: были в Ла Скала 5.01.13 на премьере балета «Ромео и Джульетта» в постановке Sasha Waltz, где хореограф вообще избавил зрителя от танца: артисты балета выполняли пантомиму, акробатику, играли драму, а потом постановщик вывел на авансцену солистов оперы и хор Ла Скала, объяснившие залу, что собственно происходит. В тот момент я подумала: «А в Михайловском-то БЫЛ БАЛЕТ»…
Думаю, для большинства не будет новостью, что «Спящая красавица», наряду с «Лебединым озером» и «Щелкунчиком» - это основа основ классического балета. Наикрасивейшая сказка под прекрасную музыку - вариации фей и знаменитый вальс (Op. 66a: III. Pas de caractère) никого не оставит равнодушным .
Сюжет соответствует сказке Шарля Перо с одноименным названием: маленькую девочку заколдовывает злая фея и она спит пока прекрасный принц ее не поцелует. Либретто типично для классического балета – есть он&она; преодоление трудностей, чтобы быть вместе; свадьба с пиром на весь мир с гостями со всего света. Также отличительная черта этого балета – массовые сцены с балеринами - феями в разноцветных пачках, зрелище очень яркое и красивое.
В Михайловком театре я была впервые на данном балете, в целом исполнение понравилось, все в рамках классической «Спящей красавицы». По моим ощущениям – это не уровень Большого и Станиславского, думаю, данный театр может спокойно занимать третью позицию.
Хорошая постановка! Все гармонично: танец, музыка, костюмы, свет...Но есть то, чем ( на мой взгляд ) пожертвовали: техникой танца. Есть постановки, которые хочется пересматривать снова и снова . К сожалению, здесь такого ощущения не возникло. Картинка (оболочка) - очень красивая, чего не скажешь о содержании в полной мере.... твердая четверка)