Драматический |
16+ |
Семен Спивак |
2 мая 1998 |
3 часа 10 минут, 1 антракт |
Спектакль имеет такое название не потому, что стоны из Одессы раздаются, а потому, что речь там о семье Криков. Проходят годы. Как старую кожу заменяет режиссер одних артистов на других. Не потому, что стареет действо, теряет свой аромат, а потому что и артисты меняют профессию, уходят к другим лидерам, по школам начинают ездить. После почти 10 лет творческого забвения как заиграл Петр Журавлев! Какого блеска добились в роли Боярского Р.Нечаев и С.Барковский.
Филигранная режиссура, смена темпоритма, завораживающая игра Р.Щукиной и Р.Агеева. Ни в одном театре Иван Благодер не добивается такого результата, как в Молодежном театре. Все собралось здесь воедино, все дышит талантом и любовью.
Спектакль «Крики из Одессы» в Молодежке принадлежит к числу «мамонтов», спектаклей идущих много лет, но неизменно собирающих аншлаги на каждое представление. История семьи Криков в инсценировке Спивака – музыкальная драма о семье, о возрасте, о конфликте отцов и детей. В центре – Мендель Крик, который в исполнении Романа Агеева больше напоминает русского удалого мужика, чем главу еврейского семейства. Он часто приходит домой пьяным, держит в страхе домашних, грозясь из-за собственной жадности оставить единственную дочь без приданного. Нихама, его жена, кроткая, забитая женщина, посвятившая себя хозяйству. Максимум где может проявиться ее горячая натура – песни, исполняемые Региной Щукиной на еврейском языке (кстати, единственной в спектакле). Трое детей – Беня, Лева и Двойра – такие разные, первый хулиган, второй военный, дочка – скромная девушка в очках – но все они объединены одной общей бедой – жизнью под гнетом деспота-отца без какой-либо серьезной надежды на перемены. И только когда Мендель уж совсем не по-еврейски из любви к Марусе задумывает продать дело всей его жизни и источник пропитания семьи – конюшню – сыновья не выдерживают и избивают отца до полусмерти, возвращая на путь истинный. Научили отца уму разуму – все у человека должно быть в свое время – время для утра, время для полудня, для дня и вечера. Не стоит пытаться вернуть молодость, изменить жизнь до неузнаваемости, если из-за этого будут страдать самые близкие люди.
Конфликт в семействе Криков может произойти в любой семье, без оглядки на национальность. Спивак нарочито избегает именно «еврейства», оно представлено в спектакле скорее анекдотично и совсем немного – я вспоминаю только эпизод сватовства Боярского к Двойре и, собственно, саму свадьбу, являющую собой яркую концовку спектакля. Жил мальчик в бедной еврейской семье, потом родители купили ему пианино и отправили учиться в Париж – над этим весело смеется весь зал. В «Криках» нет той боли, трагедии, особой роли еврейского народа, которую так любят подчеркивать авторы фильмов и книг о еврействе. Национальность для Спивака – это повод добавить в спектакль живости, песен, танцев, да и те скорее молдавские. Не даром в самом ярком из них Мендель кричит на весь за – «пусть танцуют молдоване!» и лихо пускается в пляс.
И все-таки для меня, в моем восприятии, «Крики из Одессы» - спектакль о долге и о боли. У каждого она своя – Мендель, избитый и больной долго выздоравливает, Нихама живет безрадостно, погруженная в труды и заботы, Беня и Лева после драки с отцом в один миг взрослеют, освобождаются от опеки, становятся жесткими и решительными. Двойра выходит за Боярского, но кто знает, не повторит ли она судьбу матери? Потехе – час, а делу, жизни – время, длинное и трудное. И только редкие крики, редкие срывы говорят о том, что каждый в этом семействе имеет мечту о какой-то второй, другой жизни в другом мире, где полдень может наступить в любое время дня. Стоит только захотеть.
Иногда увидишь название спектакля - и уже сразу хочется его посмотреть. То же самое у меня было в случае с этим спектаклем. Хорошее название, красивое, грустное, сов ременное. Люблю грустные спектакли и никогда не хожу на комедии.
Спектакль действительно очень грустный. Какой-то критически грустный, навзрыд. Не по прямому содержанию, возможно, а именно по впечатлению, по ощущению, оставшемуся после просмотра. Я люблю такие, мне понравилось. Название оправдало себя в полном смысле.
И вновь Молодежный театр на Фонтанке, долгожданный спектакль по Исааку Бабелю "Крики из Одессы". И вновь , как и в первый раз, потрясение, сопереживание, удивление, тонкий юмор, смех , слезы, народные песни, танцы... Спектакль - музыкальная притча. Незабываемые и неповторимые поклоны! Радует весь актерский состав , а роли Романа Агеева и Регины Щукиной настолько яркие и эмоциональные, что знаю, через какое то время у меня появится желание вернуться.