В южном городке орудует шайка валютчиков. Один из ее членов Граф по заданию Шефа отправляется в туристическую поездку за рубеж и в дороге знакомится с экономистом Семеном Семеновичем. По иронии судьбы бриллианты, которые Граф должен был привезти на родину, оказываются у ничего не подозревающего Семена Семеновича.
Комедия |
0+ |
Леонид Гайдай |
2 февраля 1968 |
1 час 39 минут |
Из заграничного круиза старший экономист «Гипрорыбы» Семен Семеныч Горбунков (Никулин) возвращается в гипсе с ошибочно замурованными в нем драгоценностями, что делает его приманкой для профнепригодных контрабандистов Геши Козодоева (Миронов) и Лелика (Папанов). Далее, как говорил один мой знакомый, покойник, я слишком много знал.
Фильм так любим, что не может быть по достоинству оцененным. Описывать любовь можно цифрами (только в 1969 году его посмотрели 76,7 миллиона зрителей, то есть треть страны), а можно цитатами, на которые он с легкой руки сценаристов Якова Костюковского и Мориса Слободского разошелся, — но это мало что объясняет. Явно кризисный для Гайдая, уже исчерпавшего оригинальные маски Шурика и блудливой троицы, но еще не пришедшего к экранизации классики, которая его и погубит, фильм ускользает от определений. Ни эксцентрическая, ни сатирическая комедия его не исчерпывают; скорее всего, это фильм-житие, фильм об искушении. Семен Семеныч с честью проходит все плотские испытания: заграницей, развлечением (на рыбалке), алкоголем (с трудом; в ресторане «Плакучая ива»), сексом (легко; в лице Светланы Светличной). Но беда в том, что его жертвы никому не нужны: жуликов возьмут не так, не там, не поэтому. Видимо, Гайдай знал, что советский человек все пройдет, все выстоит, но роль, отпущенная своему великомученику родиной, все равно будет только одна — роль наживки.
Этот фильм я могу смотреть в любом настроении.
Он похож на хорошее коллекционное вино,оставляя привкус своего времени, усиливаемого ностальгией по ушедшему детству.Фильм просто гениален.Хотя вроде как может быть гениальной даже очень хорошая пародия на советские детективы?
С самого детства я смеялся над нелепыми контрабандистами,нереально прозорливыми милиционерами,ядовито-завистливой общественнице,и,само собой,бесконечно трогательного своей простотой клоуна-актёра Никулина. Конечно ,после бесчисленных просмотров фильма скулы не сводились от смеха,как после фильмов о Шурике.После него оставалось удивительное тёплое , лёгкое чувство . Я никогда не задумывался, в чем секрет этого чувства,ведь фильм был любим всеми окружающими меня людьми с самого моего рождения.
Конечно, на поверхности лежат остроумные цитаты из фильма,ставшие крылатыми фразами, отличная игра великих актёров, прекрасная режиссура.Но сколько же фильмов с такими данными не вызывали этого чувства катарсиса!
А ведь все очень просто.Великий клоун сыграл просто честного,порядочного ,глубоко неидеологичного человека.И честность его,и порядочность была не плакатно-картонной, как в стольких фильмах того времени ,а имело глубокие корни в самой натуре героя.Он никого не призывает любить Родину ,жену,детей,жизнь. А зачем ?Для него это также естественно,как дышать.
Ему и в голову не может прийти мысль присвоить себе чужие стекляшки .Не потому что братва или государство голову оторвет, а просто не его они, и все.Он даже слегка флиртует с молодой красивой женщиной, но ему и не может прийти мысль о том,что её интересует не продажа халата с перламутровыми пуговицами,а что-то другое.И в то же время он не Павка Корчагин,не бесплотный ангел, а самый обычный советский человек,один из миллионов.Великий клоун сыграл клоуна наоборот.
Совок! Совок он,воскликнет молодой зритель.И ошибётся. В том-то и секрет обаятельности образа Горбункова, что он живет параллельно идеологии.Он квинтэсссенция всего хорошего ,что было в советских людях. Если так уж вам нравится это слово,он светлая сторона образа совка( одну из бесчисленных тёмных его сторон с таким же бесконечным обаянием сыграли Папанов и Миронов).
Именно такие люди,привычно пропуская мимо ушей очередной выверт генеральной линии партии, просто вставали утром и шли работать, чтобы прокормить свою семью,одеть своих детей.Именно они встали грудью на защиту своей страны,когда сгорели в пламени первых ударов врага с таким трудом и кровью собранные танки и самолёты, когда казалось что всё,так разрекламированное до войны пропагандой ,рушилось.Недаром Никулин так же гениально сыграл в фильмах о войне.
Да, можете его называть Горбункова лохом, да как угодно можете его называть.Ему все равно.Он соль земли .Без него глиняный колосс любой идеологии рассыплется при малейшей смене температур.Пока в обществе есть минимальный процент таких людей,те паразиты что смотрят свысока с циничной ухмылкой могут восседать на своих партсобраниях ( или ездить на свои Куршавели).
А чтобы стать действительно быдлом-пиплом достаточно одного шага.Достаточно убить в себе эту святую простоту.
PS. Своим родителям посвящаю.
Величайшую комедию смотрю каждый год, пересматриваю. Искрометный юмор, неординарные актеры, незабываемая сюжетная линия заставляют пересматривать фильм каждый год в очередной раз. Фильм, снятый в разных местах, в разное время очень грамотно смонтирован великим Леонидом Гайдаем. На экране он сделал потрясающую историю про бриллианты, спрятанные контрабандистами в руке, которую хочется видеть каждый год в своем телевизоре. Смотришь вроде уже знаешь все, но все равно как-то свежо и прелестно на экране. Фильм радует и не надоедает. Наизусть выученные фразы все равно заставляют смеяться вновь и вновь, как в первый раз и по-новому. Недавно я задался вопросом, на каком одном актере держится фильм. Кого нельзя ну никак выкинуть из фильма. Раньше я думал всегда, что фильм держится на Юрии Никулина и сюжетной лини вокруг него. Сегодня смотря фильм я вижу другое, что фильм выстроен вокруг Андрея Миронова, именно его игра и делает фильм таким незабываемым, все его появления настолько безупречны и гениально сыграны, что диву даешься. Фильм, на мой взгляд, не стареет благодаря именно его игре, его шуткам, его мимике и эмоциям, его образу такого удалого чудаковатого неунывающего афериста, который может выйти из любой ситуации. Сегодня при повторных просмотрах ленты Юрий Никулин уже не смотрится свежо и интересно, а кажется уже постаревшим и уставшим. Если посмотреть фильмографии актеров, то у Андрея Миронова и после Биллиантовой Руки будет ряд удивительных работ, а у Юрия Никулина скорее нет. Несомненно, будущим поколениям зрителей, которые не видели картинку очень повезло, они откроют для себя первоклассную комедию на все времена.
Гайдай… Такого больше не родится... Когда я в очередной раз пересматриваю «Бриллиантовую руку», всегда ловлю себя на мысли: возможно ли превзойти то, что он сделал? И как сформулировать это «то»? Вопрос!
Во-первых. Помогал и спасал. Эпоху. От скуки и серьезности. Хотя бы на время, изредка легким движением загипсованной вместе с бриллиантами руки вырывал массы из пафоса «светлого будущего» коммунизма, двух и трехгодичных пятилеток, всеобщей благости, положительности, серьеза, неулыбчиво-поучительной атмосферы газеты «Правда». Как это верно сказано о советском времени — время серьезности! А еще — жизни как положено, а не как хочется или как придется. И уж точно не легкомыслия и ветрености…
А во-вторых…
Со стопроцентной, неоспоримой (в том числе и документально) уверенностью о никулинско-гайдаевских киношедеврах можно сказать одно — «чемпионы проката». Все остальное – тайна за семью печатями. Вот как раскрыть тайну «Бриллиантовой руки» — этого долговечного феномена отечественного кинематографа? Почему столь простой и непритязательный фильм смотрят до сих пор не уставая? Откуда столько радости и простоты, милого наива, ведь даже соцзаказ и конъюнктура здесь только умиляют — не претят. А Юрий Никулин, если помните, играет именно идеального советского гражданина без единого пятна на репутации и совести…
Думаю, все дело в юморе. Для Гайдая – смех не самоцель. Он не только смешащий, но и умиляющий, и сострадающий, и мудрый, и терпеливый, и любящий. Он способен функционировать в очень широком эмоционально-смысловом диапазоне – от вражды, агрессии — к освобождению, снятию оков серьеза, рамок правильности, канонов приличий; от валяния дурака и глума (наши древние национальные формы смеха) — к утверждению и созиданию.
Смехом можно любить человека, а не только издеваться или критиковать, выставляя наружу все его пороки и недостатки. У Гайдая (которого я остерегусь называть сатириком, для меня он теплый юморист, который смеется не плача, а, как и положено, без причуд — просто улыбаясь) всегда больше животворящего и утверждающего смеха. И именно в минуты такого смеха над идиллическими сценами наивной жизни С. С. Горбункова, его Нади и милых ребятишек у меня каждый раз сжимается сердце от легкой ностальгирующей боли-воспоминания о советском семействе дедушки и бабушки, без возврата канувшем в прошлое.
Никулин как художник смеха, как гений комедии, как сердечный юморист непревзойденно чист. Лишен двусмысленности, тяжеловесности подтекста, логизма, расчета, назидания. Чисты его герои – злодей так злодей (свой, с утепляжем, с очаровательной и глупейшей улыбкой, с вечной детской распахнутостью в общем-то грустных, китоновских глаз), герой так герой (свой, родимый, не подведет, не предаст и не выдаст, правда, не знает как падать, не ломая руки, и куда прятать пистолет тоже не знает, так ведь это опять по-нашему – падать, так биться, быть откровенным – так уж до конца, до пистолета в авоське с дырочками). В мире его героев мы в кругу чистейших первообразов, а с недавних пор еще и мифологем «советского национального» характера.
Но даже когда этот самый характер выветрится из нас без остатка и без надежды на возвращение, смех Гайдая все равно останется, потому что он не актуален, а вечен, как и святая способность человека смеяться над собой, как мудрое понимание: быть идеальным – стагнация и смерть. Да. Мы такие – неидеальные, смешные, вечные чудаки, Иванушки-дурачки, Семен Семенычи Горбунковы. Тем, кто ими хотя бы изредка быть не хочет или не может, сочувствую.
"Бриллиантовая рука" - это хитроумный сюжет, лучшие актёры и кладезь метких цитат! Погоня за бриллиантами не приводит контрабандистов к желаемой цели, а обличает их и наказывает во имя добра и справедливости. Их приключение очень весёлое, местами фантастическое, но очень-очень смешное. Время просмотра этого фильма пролетает незаметно... Классика вечна!