Август 1944, отряд контрразведчиков под командованием Павла Алехина пытается отследить и перехватить радиопослания фашистов. По роману Богомолова «Момент истины».
Драма, Военный |
12+ |
Михаил Пташук |
4 мая 2001 |
4 мая 2001 |
1 час 58 минут |
Освобожденные территории Западной Белоруссии августа 44-го: леса, заваленные горами трупов и арсеналами оружия, неприязнь населения к советским войскам — идеальная ситуация для подрывной работы диверсантов в нашем тылу. Контрразведчикам из Смерша (сокращение от «Смерть шпионам!» — организации в структуре НКВД), трем молодым офицерам, поручено в кратчайшие сроки разыскать диверсионную группу, передающую радиограммы врагу.
Трудно непредвзято начинать смотреть фильм, если первый же титр сообщает, что он снимался под «личным патронажем президента Лукашенко». Тут уж, как говорил в таких случаях Марселлас Уоллас, «Fuck you pride Butch». Но оказывается, что «В августе 44-го» — крутой психологический триллер, какой последние 10 лет на территории бывшего СНГ пытаются делать практически все, да ни у кого ничего не получается. Режиссеру Пташуку удалось сделать это самыми архаичными способами. Никакого внешнего нагнетания нет: солнечный конец лета, на заднем плане - войска, беспрерывно двигающиеся на Запад; лишь нервные лица на крупных планах поддерживают беспокойство. Напряжение, проявившееся уже в первых кадрах («Не нравится мне этот лес, в нем погиб лучший парень на земле...»), тем не менее не оставляет зрителя до самой развязки.
«В августе 44-го» — случай изящной рокировки. Раньше, в СССР, фильмы про подвиг советского народа начиняли саспенсом для затравки зрительского интереса. Теперь подвиг советского народа используется как фактура для триллера. Когда словосочетание «военно-патриотический фильм» плотно забыто, а от идеологии постсоветские режиссеры бегут, как от бомбы, триллер ищет свежей крови и находит ее на великой Отечественной войне. Землистые солдатские гимнастерки, танки, бороздящие белорусскую распутицу, — неожиданный и эффектный антураж для жанра, Пташук — возможно, первый, кто оказался на верном пути; его фильм — качественный коммерческий продукт. И, кстати говоря, никаких идеологических рамок.