Комедия |
16+ |
Ярослав Чеважевский |
7 января 2010 |
7 января 2010 |
1 час 37 минут |
Пользующийся бешеным успехом у женщин стриптизер Павел (Деревянко) однажды утром обнаруживает отсутствие самой важной в своей работе части тела. Дезертировав с предназначенного судьбой места, его половой орган (Колокольников) представляется Юрой, разгуливает по Петербургу в пальто, участвует в кастинге эстрадного телешоу и регулярно посещает библиотеку. Несмотря на некоторую придурковатость, Юра производит на женщин совсем уж гипнотическое действие — но быстро влюбляется в прекрасную ветеринаршу (Тараторкина), которая временно поселяет его у себя. Утративший профпригодность Павел тем временем идет работать кинологом в милицию — что закономерным образом приводит его все к той же прекрасной ветеринарше.
Буквально воспроизведя гоголевский «Нос» так, как его уже лет сто трактуют фрейдисты, можно получить на выходе все что угодно — от интеллектуального авангарда до жесткого порно. Режиссер и сценарист Чеважевский («Кука»), который первым решился совершить эту напрашивающуюся подстановку, пошел, если честно, по пути наименьшего сопротивления. Из тупика, в который загоняет читателя абсурдный реализм Гоголя, он выбирается со сказочной легкостью — в фильме, как в горячечном бреду майора Ковалева, главный герой проклят обманутой невестой, причем это констатируется почти в самом начале. Неудивительно, что списанный с носатого и длинноволосого классика персонаж — малоприятный агент Павла Альберт — примерно тогда же получает сильный удар под дых и насовсем исчезает из кадра. Отбросив все известные мировому литературоведению трактовки «Носа», Чеважевский встает на сторону органа-беглеца и превращает фильм в историю про буратино, пытающегося стать человеком, — зато получившийся механизм работает у него с завидной четкостью. Почти без очевидных пошлостей (фраза «Можно я встану?» звучит, кажется, всего лишь раз) сюжет последовательно отрабатывает все комические последствия рокового события — вплоть до того, что Павел узнает Юрия на ощупь, по рукопожатию. Тема органов в поиске собственной идентичности неожиданно ловко поддерживается вставными эпизодами про коррумпированное, но симпатичное отделение милиции. Не выходящую за пределы студенческого этюда «мальчик-дебил» игру Юрия Колокольникова (он же — генпродюсер фильма) хочется, презрев приличия, назвать х…евой, но в данном конкретном случае этот эпитет скорее говорит о самоотверженном проникновении актера в образ. Надругавшись над классикой, Чеважевский снял нечасто встречающуюся в нашем кино приличную коммерческую комедию для обоих полов: не мешая друг другу, женщины смогут растроганно поулыбаться, а мужчины — глупо поржать. Как писал автор первоисточника, кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете — редко, но бывают.