Унтер-офицер Рипли прилетает с заданием на планету-рудник Фиорина 161. И, сам того не зная, привозит на Фиорину «чужого». На планете нет современного оружия, поэтому в бой Рипли идет почти с пустыми руками.
Фантастика |
16+ |
Дэвид Финчер |
19 мая 1992 |
1 час 54 минуты |
Отдаленная планета, сталелитейный завод — колония для особо опасных преступников с лишней Y-хромосомой. По берегу моря, вдоль застывших подъемных кранов бежит человек в прорезиненном плаще — на руках он несет женщину, упавшую с неба. Она — лейтенант Рипли (Уивер), которую в состоянии глубокого сна выбросило в открытый космос в спасательной капсуле. Двое из ее спутников — мужчина и девочка — погибли. Третий, самый юркий и живучий, наверняка где-то рядом, в бескрайней заводской вентиляции. Спасатели из Корпорации уже летят, но неизвестно, кого именно они собираются спасать. Поэтому Рипли и местный чернокожий святоша поднимают зэков на борьбу с инопланетным чудовищем — оно привычно рвет все живое на части, но главную героиню отчего-то не трогает.
Картину Финчера принято считать самой неудачной главой великой квадралогии. Причин несколько. Во-первых, Сигурни Уивер тут бреют налысо (в колонии свирепствуют вши — тоже в своем роде Чужие), и выглядит она нехорошо. Во-вторых, герои слишком долго бегают по тускло освещенным коридорам. В-третьих, они слишком много говорят о вере. Поклонники остались недовольны — за внятным боевиком Джеймса Кэмерона последовал стопроцентный авторский фильм (в режиссерском монтаже 2003 года не менее бескомпромиссный, чем «Зодиак»), который можно квалифицировать как религиозную мистерию, вывернутый наизнанку миф о вечном возвращении карающего божества, или — что точнее — как путешествие по самым жутким закоулкам женского подсознания.
Эпопея про Чужих изначально несла сильный психоаналитический посыл — с тех пор как в сценарии первого фильма герой Пола Ньюмана превратился в героиню Сигурни Уивер. Намек на то, что Рипли станет «мамой монстра», можно обнаружить уже у Кэмерона, Жан-Пьер Жене в четвертой части отыграет мотив с постмодернистским задором, но у Финчера — у Финчера все серьезно. Он ведь пришел в кино из рекламы — и его «Чужой» смотрится как вдохновенный рекламный ролик самых увлекательных женских кошмаров: страх перед новой жизнью, которая зарождается внутри, страх насильственного проникновения, страх перед носителями Y-хромосомы (она двойная, напомним, у обитателей колонии). Страх перед бритьем наголо, наконец, — это ведь тоже довольно страшно. «Чудовище там, в подвале», — говорит Рипли туповатому охраннику. Он не понимает: «Здесь все один большой подвал». «Это метафора», — бормочет она и уходит топить в свинце инородное тело, которое начинает толкать ее изнутри.