Истори ческий, Приключение |
14+ |
Владимир Хотиненко |
28 октября 2007 |
1 ноября 2007 |
2 часа 23 минуты |
1612film.ru |
На излете Смутного времени бывший дворовый человек Годуновых Андрейка (Кислов) попадает в услужение к испанскому наемнику Альваро Борха (Ланга), а после гибели шефа выдает себя за него. В этой роли он спасает царевну Ксению Годунову (Давыдовская) от пленившего ее шляхтича (Жебровский), потом вместе с тамошним воеводой (Башаров) руководит осадой выдуманного городка Наволок, а в конце чуть что сам не становится новым русским царем вместо Михаила Романова. Все это время вокруг него творятся чудеса, трясут гривами единороги и материализуются призраки.
Выходящий на экраны к Дню народного единства, заказанный едва ли не из Администрации Президента, оплаченный знаменитым меценатом Виктором Вексельбергом и спродюсированный не менее знаменитым патриотом Никитой Михалковым фильм «1612» по форме — событие явно государственного масштаба. Форма, однако, полностью не соответствует содержанию. До того как стать частью нацпроекта «Патриотическое воспитание молодежи», или как его там, фильм Владимира Хотиненко явно планировался как охламонская комедия про природу русского самозванства — и во многом ею и остался. Смешать эстетику героико-исторических драм Ежи Хоффмана и фильмов группы «Монти Пайтон», из чистого озорства добавить туда элементы самого глупого фэнтези в духе «Пиратов Карибского моря» и выдать все это за новый национальный эпос — идея, может, и хорошая, но на деле не сработавшая. Получились сплошные минусы. Кому нужен двух с половиной часовой развлекательный блокбастер, который ковыляет вперед со скоростью замороченных Сусаниным оккупантов? Кого вдохновит патриотический фильм, в котором русский народ изображен по большому счету сборищем умственно отсталых инвалидов, а все поляки, наоборот, красавцы в доспехах с перьями? Кому может понадобиться батальное полотно по не лезущему ни в какие ворота сценарию Арифа Алиева, когда есть на свете Генрик Сенкевич? Как, наконец, можно переварить сочетание мел-гибсоновского кровавого реализма и самой сахарной, в духе провинциального Диснея, цифровой графики? Да никак.
Ну и последнее. Пригласив на роль обобщенного ляха актера Михала Жебровского, исполнителя главных ролей в по-настоящему возвышенно-патриотических (увы, не про нашу родину) фильмах «Пан Тадеуш» и «Огнем и мечом», Хотиненко хотел избежать обвинений в антипольской направленности. Лучше б он побеспокоился о чем-нибудь другом: когда Жебровский, играющий тут практически ту же роль, что и у Хоффмана в «Огнем и мечом», вынужден в очередной раз совершать что-то исключительно глупое (скажем, с минуту скакать по полю с криками «Гишпанец! Гишпанец!») волосы встают дыбом. Перед иностранцами, как говорится, неудобно.