Москва
30 января 2023

Почему спортивная драма «Чемпион мира» заслуживает не «Золотого орла», а «Золотую малину»?

Евгений Ткачёв
На прошлой неделе состоялось вручение национальной кинопремии «Золотой орел». Приз за «Лучший фильм» достался спортивной драме «Чемпион мира» Алексея Сидорова про шахматный поединок между Анатолием Карповым и Виктором Корчным на Филиппинах в 1978 году. Рассказываем, почему это кино заслуживает совершенно другой награды.

На прошлой неделе объявили номинантов на «Оскар» и «Золотую малину», а еще состоялось вручение национальной кинопремии «Золотой орел», которая как бы наш «Оскар», но на самом деле «Золотая малина». Ведь, как и «Малина», «Орел» вручается, как бы сказать помягче, за «самые сомнительные достижения в области кинематографа». В этом году за статуэтку символично соревновались боевое фэнтези «Сердце пармы» Антона Мегердичева и спортивная драма «Чемпион мира» Алексея Сидорова. Символично — потому что оба режиссера снимают крутое жанровое кино (один выстрелил с криминальной сагой «Бригада», которая недавно отметила 20-летие, другой — с фильмом-катастрофой «Метро»), а Сидоров продюсировал первые работы Мегердичева. Собственно, Мегердичев дебютировал сиквелом сидоровского «Боя с тенью». Но на этом сходство между ними заканчивается. Если Сидоров в своих последних картинах прямолинеен, как палка, то с Мегердичевым все не так очевидно.

Для этого достаточно сравнить сидоровские «Т-34» и «Чемпиона мира» и мегердичевские «Сердце пармы» и «Движение вверх». В «Т-34» сразу понятно, кто хорошие (танкисты-гладиаторы) и кто плохие (патриции-нацисты). С «Сердцем пармы» все обстоит несколько сложнее. Правда за противостоящим Москве князем-сепаратистом Миханом (Александр Кузнецов) или протоцарем Иваном III (Федор Бондарчук), проливающим литры крови ради построения империи? Мегердичев оставляет пространство для интерпретации, чтобы не только на экране, но и вокруг фильма было сломано немало копий. То же самое можно сказать и про его «Движение вверх». Опрометчиво считать, что конфликт в этой баскетбольной драме пролегает между сборными США и СССР. Это кино про противостояние советской сборной и советской власти, которая сделала даже больше, чем американская команда, чтобы наши баскетболисты не победили. Но этот конфликт сделан так тонко, на нюансах, что если смотреть картину невнимательно, то его можно и не заметить.

Нюансы — это то, чего страшно не хватает и «Чемпиону миру» — запоздалому ответу нетфликсовскому «Ходу королевы». Это талантливо поставленное (Сидоров — хороший режиссер, в его профессиональной компетенции сомневаться не приходится), но до одури одномерное кино. Два с половиной часа пролетают незаметно — настолько быстро, что только в финале понимаешь, что главные герои — шахматисты Карпов (Иван Янковский) и Корчной (Константин Хабенский) — написаны одной краской. Один золотой мальчик, юный гений, который так сильно переживает за смертельно больного отца (Виктор Добронравов), что игра не идет. Другой — откровенная мразь, франт в солнцезащитных очках, который психологически давит на соперников и выпендривается на турнире. Хабенский играет не человека, а карикатуру, поэтому играет невыносимо кринжово. Возможно, это одна из самых стыдных ролей в его фильмографии.

Карпов и Корчной в фильме не люди, а пешки в консервативной партии Сидорова. Если в «Ходе королевы» солировала гениальная шахматистка, то в «Чемпионе мира» у женщин откровенно обслуживающая роль. Есть женщина-мать (мама Карпова) — это, понятно, святое. И есть девушка главного героя, которая, разумеется, оказывается предательницей, но потом она искупает свой грех, вовремя оказавшись под рукой. Неприкрытый сексизм Сидорова был невооруженным глазом виден еще в «Бригаде», но в «Т-34» и «Чемпионе мира» достиг своего апогея. Для него женщины лишь реквизит — обратите, кстати, внимание на то, как по-разному снимают артистку Елену Панову в «Боях с тенью» Сидоров и Мегердичев.  

Но больше всего Сидоров отыгрался на образе Корчного. Интересно, что антагонистом (а то и главным злодеем!) в «Чемпионе мира» выступает не американец Бобби Фишер (Пекка Странг), а русский перебежчик, который (какой негодник!) польстился на блага и преимущества свободного мира и бежал из тоталитарного государства (знакомая коллизия, не правда ли?). При этом мотивация Корчного сведена сугубо в финансовую (зарплату урезали с 300 до 200 рублей) и амбициозную плоскость (согласно его представлениям о должностной иерархии, он должен был стать чемпионом мира раньше «выскочки Карпова»). Сидорову этот «завистливый релокант» настолько неприятен, что он не скрывает своего презрения к нему. Но стоило ли ожидать иного от человека, который на манер шахматной доски делит мир исключительно на черное и белое — и которому, кажется, нет дела до людей (получая «Золотого орла» за лучшую режиссуру в «Т-34» Сидоров со сцены поблагодарил не людей, а русское оружие. Русское оружие, Карл!).

В плане проработки персонажей «Чемпион мира» — абсолютно смехотворное кино уровня «Золотой малины». Но в текущей политической ситуации понятно, почему оно, а не «Сердце пармы», получило «Золотого орла». В отличие от дискуссионного, спорного фильма Мегердичева, «Чемпион» сделан на чистом ура-патриотическом угаре. Поэтому от его торжественного пафоса так невероятно воротит.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все