Сиквел фантастического шедевра 1982 года «Бегущий по лезвию», который под отеческим присмотром Ридли Скотта снял отличный канадский режиссер Дени Вильнев («Убийца»», «Прибытие»). Сюжет разворачивается спустя 30 лет после событий старого фильма. В главной роли — Райан Гослинг, играющий офицера лос-анджелесской полиции Джозефа Кея (или, если угодно, Йозефа К.). Вообще в картине много кросс-культурных цитат — и иногда она под их давлением начинает проседать, а сценарий модного кинодраматурга Майкла Грина («Чужой: Завет», «Американские боги») захлебываться в собственных недосказанностях — особенно это касается темы ложных и истинных мессий (и того, заслуживает ли этот мир спасителя). Да, наверное, в фильме могло бы быть поменьше религиозного символизма и побольше внятного нарратива. Но стараниями Дени Вильнева и оператора Роджера Дикинса новый «Блейдраннер» хотя бы на уровне чувственного опыта остается главным экспириенсом года.
Военная драма про Дюнкеркскую эвакуацию английских, французских и бельгийских частей во время Второй мировой. В ходе этой операции было спасено более 300 000 солдат — и произошел перелом в войне. В фильме будет несколько пересекающихся таймлайнов, или, как их называет режиссер Кристофер Нолан («Интерстеллар», «Темный рыцарь»), смешанных темпоральных пластов, но не настолько сложно устроенных, как в сериале его брата Джонатана «Мир Дикого Запада». При этом действие разворачивается на берегу (сюжетная линия Гарри Стайлза из бойз-бенда One Direction), в море (линия Марка Райлэнса и Киллиана Мерфи) и в небе (Том Харди). Причем для воздушных съемок студия Warner Bros. за пять миллионов долларов приобрела раритетный самолет, а весь фильм снимался на 70-миллиметровую пленку IMAX.
Байопик принцессы покера с джойсовским именем Молли Блум (Джессика Честейн, в декольте которой можно утонуть), построившей подпольную империю казино в Голливуде. Но также это еще и режиссерский дебют сценариста Аарона Соркина («Социальная сеть», «Человек, который изменил все») — с отскакивающими, как водится у этого автора, от зубов диалогами и с легкоузнаваемым ритмом, в частности, благодаря бодрому монтажу. Таланта Соркина оказывается более чем достаточно, для того чтобы эти два с лишним часа пролетели стремительно, однако по-настоящему напряженные, сложные, драматически интересные сцены в фильме можно пересчитать по пальцам одной руки, поэтому в конце картины повисает закономерный вопрос: это хорошо рассказанная плохая история или плохо рассказанная хорошая?
На рубеже 70-х годов в Риме похитители в масках крадут внука (Чарли Пламмер) Жана Пола Гетти (Кристофер Пламмер) — крупного нефтяника и невероятного скупца, который отказывается платить выкуп, поэтому матери пропавшего юноши Гейл (Мишель Уилльямс) остается уповать только на сотрудника службы безопасности Гетти, Флетчера Чейса (Марк Уолберг). Криминальный триллер Ридли Скотта, который уже прославился тем, что режиссер вырезал все сцены с оскандалившимся из-за истории с харассментом Кевином Спейси и переснял их с Кристофером Пламмером.
Восьмую часть оригинальной франшизы поставил и написал Райан Джонсон — режиссер школьного нуара «Кирпич», мошеннической комедии «Братья Блум», олдскульной фантастики «Петля времени» и серии «Breaking Bad» про муху, то есть вещей предельно формалистских. Собственно, в «Последних джедаях» тоже довольно затейливая форма. Джонсон работает сразу в трех жанрах: военной драмы, авантюрного триллера и кунг-фу-кино про учителя и ученика, а точнее, про джедая и его юного падавана. Но при этом он не устает посылать ернические приветы фанатам саги, будь то мимишный порг в кабине «Тысячелетнего сокола», космолет, превращающейся в утюг (пародия на пародию «Аппаратные войны»), или же деконструкция канона (все время думаешь, что вот сейчас про прошлое Рей раскроется что-то важное, но режиссер каждый раз умудряется обмануть зрительские ожидания). При этом, несмотря на то что львиная доля фильма уделяется Сопротивлению, картина в конечном счете оказывается не о нем, а скорее о По Дэмероне и Люке Скайуокере. У них даже схожие сюжетные арки: один — отважный боец, но плохой тактик; другой — великий джедай, но посредственный учитель. Им обоим предстоит многое переосмыслить, а Райану Джонсону, похоже, еще не раз вернуться в мир «Звездных войн». Продюсеру франшизы Кэтлин Кеннеди так понравилось сотрудничать с ним, что режиссеру предложили снять еще три части «Звездных войн», действие в которых будет происходить в другой галактике и с новыми героями.
Итальянец Лука Гуаданьино («Большой всплеск») снял солнечное и совершенно ромеровское кино о лете первой любви. Это история про сто дней после детства, где вместо пионерского лагеря — отдых на вилле состоятельных родителей в Италии. В начале 1980-х семнадцатилетний Элио приезжает в Европу на каникулы, как это принято у обеспеченных семей в Штатах. Папа Элио — профессор в университете — привез с собой амбициозного ассистента Оливера (Арми Хаммер), красивого — как античный бог, особенно в декорациях итальянского поместья. Элио разрывается между интеллектуалом Оливером и земной подружкой детства, между одобрением родителей и ускользающей сексуальной идентичностью. Простое кино об обретении себя, кажется, сотканное из общих мест и подсмотренных ходов (в первую очередь в «Ускользающей красоте» и «Диком тростнике»), собирается в мастерское высказывание о взрослении и любви и смотрится на одном дыхании.
Кристиан (Клас Банг) — куратор в недавно открывшемся (и выдуманном) стокгольмском музее современного искусства. Он занимается инсталляцией аргентинской художницы под названием «Квадрат» (напротив, реально существующей, ее автор — режиссер фильма Рубен Эстлунд), которая объявлена территорией альтруизма. Но, когда у Кристиана крадут бумажник и смартфон, он довольно быстро забывает о гуманистическом смысле проекта. За эту едкую, экзистенциальную и несколько абсурдистскую сатиру на contemporary art (впрочем, выходящую далеко за пределы высмеивания креативного класса и арт-мира) Эстлунд получил «Золотую пальмовую ветвь» Канн-2017 — и стал одним из немногих европейских режиссеров, открытых Московским кинофестивалем, завоевавших столь престижную награду.
Режиссерский дебют актрисы и инди-принцессы Греты Гервиг («Ханна берет высоту», «Девицы в беде», «Милая Фрэнсис»), в котором она остается за кадром: главную роль играет Сирша Ронан. Тем не менее это история целиком о Гервиг: о том, как она скучала в католической школе в Сакраменто, как постоянно ссорилась с матерью-медсестрой, как училась сочувствовать потерявшему работу отцу и как мечтала сбежать в Нью-Йорк. Все действие фильма умещается в один выпускной год. Героиня настолько отстранена от родителей, что отказывается от своего имени Кристина и придумывает прозвище Леди Бёрд. Родители перед ней виноваты лишь в том, что невыносимо бедны. Поэтому все сцены в доме — драма уровня какого-нибудь «Августа», где родные люди вымещают друг на друге злость и отчаяние от жизненных неудач. Зато все эпизоды в школе — легкая, веселая и трогательная комедия в духе «Джуно» и «Проделок в колледже». При этом Леди Бёрд — из тех редких юных героинь, которые предпочитают не рефлексировать, а действовать. Поэтому иронии в фильме гораздо больше, чем надрыва, а причин праздновать — больше, чем поводов ее бояться.
Уже третий персональный фильм про когтистого героя Хью Джекмана из запутанной кинематографической вселенной «Людей Икс» — неожиданно в постапокалиптических декорациях. Впрочем, если фильм основан на комиксе «Старик Логан», то ничего удивительного в этом нет. По сюжету Росомаха заботится о профессоре Ксавье (Патрик Стюарт) и маленькой девочке (Дафне Кин), у которой тоже имеются коготки, а также противостоит банде отъявленных негодяев. Новую часть снял режиссер предыдущей, которая была чистым недоразумением, но теперь у Джеймса Мэнголда появилась возможность исправиться.
Новый комедийный боевик (и одновременно американский дебют) режиссера «Типа крутых легавых» и «Скотта Пилигрима против всех» Эдгара Райта про юного водителя со звоном в ушах (Энсел Элгорт) на службе мафии, который и готов завязать ради любимой девушки (Лили Джеймс), но надо сходить на последнее дело. Концептуально фильм выглядит как эдакий музыкально-юмористический вариант рефновского «Драйва» — с Кевином Спейси, Джейми Фоксом и Джоном Хэммом в актерском ансамбле.
Инспирированная любовью Андрея Звягинцева к «Сценам из супружеской жизни», «Нелюбовь» тоже рассказывает о семейной паре, переживающей кризис в отношениях. Брак Бориса (Алексей Розин) и Жени (Марьяна Спивак) давно дал трещину — оба завели любовников на стороне, грезят о новой жизни и в ворохе личных проблем забывают про 12-летнего сына Алешу (Матвей Новиков), который внезапно пропадает. То, что мальчик играет в фильме роль хичкоковского макгаффина (человека, которого все хотят найти), не случайно — по жанру «Нелюбовь» ближе к психологическому триллеру. Напряжение в картине постоянно нарастает, но и саспенс Звягинцев нагнетает по-особому.
Директор скотобойни (Геза Морчаний) влюбляется в новую и ужасно стеснительную инспекторшу по контролю за качеством (Александра Борбей), с которой он видит один и тот же сон про оленей. Сюрреалистический опус магнум венгерки Ильдико Эньеди, не снимавшей 18 лет. Ровно такой же (18+) возрастной рейтинг и у фильма — благодаря натуралистическим сценам на мясокомбинате. Однако, несмотря на шокирующие кадры, «О теле и душе» нежная и смешная история любви, вдохновением для которой послужило стихотворение венгерской поэтессы Агнеш Немеш Надь про бушующую внутри человека страсть. «Золотой медведь» Берлинале-2017.
В послевоенном Лондоне кутюрье-перфекционист Рейнольдс Вудкок (Дэниел Дей-Льюис) вместе со своей сестрой Сирил (Лесли Мэнвилл) одевает всю британскую элиту и слывет закоренелым холостяком, однако после знакомства с девушкой Альмой (Вики Крипс) теряет голову. Ладно скроенная драма важного американского режиссера Пола Томаса Андерсона («Нефть», «Врожденный порок») про трудности коммуникации. Главный герой общается с миром через кройку и шитье, костюмы и наряды, которые выступают для него ключом к сердцу других людей. Но подобрать ключик к сердцу самого Вудкока сложно (он закрытый джентльмен), это и берется сделать Альма, прибегнув к проверенному веками способу: как известно, путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Однако Альма в это известное высказывание вкладывает свой интересный смысл. Довольно блистательное в своей формалистской бескомпромиссности кино, которое может показаться скучным, если сразу не принять одно простое правило игры: его форма и есть его содержание. А для актера-перфекциониста Дэниела Дей-Льюиса, известного своими полными погружениями в роли, — так, например, для «Призрачной нити» артист несколько месяцев проработал подмастерьем главного костюмера нью-йоркского балета — это, быть может, последняя роль, что, конечно, огромная потеря для кинематографа.
В мотеле «Волшебный замок» рулит сердобольный менеджер Бобби (Уиллем Дефо), а живут в основном маргиналы — среди них безработная, красочно татуированная Хейли (Бриа Винайт) и ее беззаботная дочурка Муни (Бруклин Принс), которая водит дружбу со сверстниками: Скути (Кристофер Ривера) и Дженси (Валерия Котто). Пока дети увлеченно проказничают, а солнце Флориды светит так ярко, кажется, будто ничто не сможет нарушить эту летнюю идиллию, — но, как часто бывает в реальной жизни, идиллия окажется мнимой, а над Хейли и Муни начнут сгущаться финансовые тучи. «Волшебный замок» не просто так расположен рядом с орландовским Диснейлендом — так режиссер Шон Бейкер хочет подчеркнуть, что не всем под силу заплатить за вход в мир чудес, хоть он и находится буквально под боком. Впрочем, не столько социальное расслоение и выживание в трущобах, сколько жизнь во всех ее проявлениях интересует Бейкера. Ее-то он и фиксирует на 35-миллиметровую пленку, не отказывая себе в визуальных красивостях (художественный шаг, который обретает новый смысл, если знать, что свой предыдущий фильм, «Танжерин», режиссер снял на три айфона). Однако не только в насыщенной цветокоррекции сила «Проекта «Флориды», а в том, что принято называть актерской химией: инстаграмщица Бриа Винайт и юное дарование Бруклин Принс — настоящие находки картины. Их дуэт слагает человечную, проникновенную и невероятно трогательную историю, способную изумить даже прожженного синефила.
Черный фотограф (Дэниел Калуя) едет знакомиться в загородное имение с белыми родителями своей девушки (Эллисон Уилльямс), даже и не подозревая, что в тех местах регулярно пропадают темнокожие, а ему самому готовят западню. Выворачивающий наизнанку гендерные стереотипы и жанровые клише режиссерский дебют комика и актера Джордана Пила (шоу Key&Peele, сериал «Фарго», «Киану»), в котором знакомство с родителями в буквальном смысле перерастает в хоррор.